В зависимости от цели речь может быть развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания; информационной - дает новое представление о предмете; воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека; убеждающей – предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.
В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:
1) правильность (соответствие литературно-языковым нормам);
2) точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);
3) ясность, простота, логичность, доступность;
4) богатство (разнообразие используемых языковых средств);
5) образность, эмоциональность.
Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально.
В коммуникации важно не только то, что сказано, но и как сказано. Говорить красиво учит особая наука – риторика. Она не только раскрывает способы красивой передачи информации, в ней четко обозначены правила, превращающие слово в средство влияния на других людей.
Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т. е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.
А. С. Макаренко считал, что мастером можно стать лишь тогда, когда научишься произносить слова «иди сюда» с 15–20 интонационными оттенками. Интонация придает речи педагога эмоциональную окраску. «Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный», – замечает Ю. Трифонов. Интонацией можно сосредоточить внимание воспитанников, выделить отдельные слова и выражения, подчеркнуть важность задания, выразить позитивное или негативное отношение к излагаемой информации, к результату деятельности, выразить удивление, радость, сомнение.
Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. К. С. Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие.
Эти бессловесные средства называют эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая головой, ставит хорошую отметку, улыбаясь. И как не просто отвечать, получать даже хорошую оценку у учителя, лицо, взгляд которого ничего не выражают.
Таким образом, культура общения достигается за счет, как речи, так и невербальных средств.
Чтобы в вопросной ситуации между педагогом и воспитанником возникло диалоговое взаимодействие, предлагается выполнять следующие условия:
1) если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него;
если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение;
если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником;
4) делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все «коммуникативное пространство»;
5) чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседник;
6) чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажите, что я неправ»».
Прочее о педагогике:
Внутренний контроль, как залог создания системы качественного образования
Внутришкольный контроль - одна из общих функций систем внутришкольного управления. В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Л.И. Вагина, - дать информацию о реальном состоянии д ...
Научное обоснование
Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия "традиционная народная культура". Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, не было найдено ...
Требования к игрушке
Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самост ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.