Актуальность темы исследования связана с начавшимися в середине 80-х годов и продолжающимися сегодня глубокими экономическими и социально-политическими преобразованиями в государстве и обществе, которые привели к значительным изменениям внешних и внутренних условий функционирования всей сферы образования, к смене и новому прочтению идеалов, ценностей, смысла и задач образовательной деятельности. В новых условиях перед общеобразовательной школой возникло много социально-педагогических проблем и вопросов: какова ее роль в развитии демократического и правового государства, гражданского общества; с помощью каких механизмов можно обеспечить управляемое развитие школы; что представляют собой научные основания оптимального сочетания единоначалия и самоуправления в школе; в какой мере целесообразно использование в современных условиях рекомендаций педагогической науки в области внутришкольного управления, подготовленные в предыдущий период?
Не менее важно выделить объект и предмет исследования, а также выдвинуть гипотезу. Объект исследования – средняя общеобразовательная (государственная и муниципальная) школа. Предмет исследования – процесс самоуправления средней общеобразовательной школы в современных условиях. Гипотеза – школьное самоуправление будет успешно осуществляться только при желании и стремлении самих школьников; также для успешного самоуправления необходима хорошая организация и опора на документацию.
Задачи данного исследования следующие:
1. Изучить и проанализировать массовую практику школьного самоуправления, выявить причины и обстоятельства, затрудняющие его организацию и функционирование в отечественной школе.
2. Проанализировать развитие идей школьного самоуправления в истории отечественной и зарубежной педагогики.
3. Выявить социально-педагогические условия эффективного функционирования органов самоуправления школы. Определить пути разрешения новой управленческой ситуации в школе.
4. Исследовать влияние школьного и ученического самоуправления на воспитание и развитие учащихся, их самоактуализацию.
Чтобы как можно точнее понять сущность самоуправления, в том числе и самоуправления в школе, можно заглянуть в словарь Даля: «Сам
– местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. Организация
– от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. Со
– как приставка обозначает совокупность. Управлять
– давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. Самоуправление
– управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства» [Толковый словарь русского языка].
Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда продвигают вперед, и очень сильно. Последнее слово, – каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – здесь никем не сказано. Может быть, верно, что, сколько школ, столько и самоуправлений.
Прочее о педагогике:
Метод творческих проектов как система обучения
В современной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей студентов. В дисциплине «История костюма и моды» наиболее продуктивным является проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности студенты развивают ...
Технология разработки нестандартизированного критериально-ориентированного
теста для контроля письменной речи
Разработка тестов – сложный и длительный процесс, который невозможен без знания технологии тестирования. Приступая к изучению такого понятия, как «технология тестирования», представленного в работе ее создателя, исследователя И.Ф. Сергеевой следует обратиться к рассмотрению таких понятий как «техно ...
Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе
Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных умений и навыков или же их совершенствования. Упражнения крайне необходимы при обучении любому уче ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.