Образование сегодня » Эмоциональное развитие дошкольников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема » Этапы и методы опытно-экспериментального исследования

Этапы и методы опытно-экспериментального исследования

Страница 1

С целью подтверждения практикой теоретического положения исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа. В ней условно можно выделить три основных этапа.

Первый этап – поисковый.

На данном этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы и данных собственного опыта работы в дошкольных учреждениях происходила:

- формировка гипотезы исследования;

- определение инструментария исследования;

- отбор и изучение состава экспериментальной группы.

Методический аппарат исследования представляет собой сочетание методов: анкетного, тестового, наблюдения, анализа продуктов деятельности.

Метод тестирования является основным. Нами использовались тесты опубликованные в психологической литературе. В частности нами использовался специальный рисуночный тест "Рисунок семьи".

Этот тест может проводиться с детьми пятилетнего возраста. Он основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, видя казалось бы то же, что и взрослые, не воспринимают происходящее также, как они, не делают аналогичные нашим выводы. Особенные детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятые и не принимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные "теории", версии. Опираясь на них дети и ведут себя своеобразно.

Исторически использование методики "Рисунок семьи" связано с общим развитием "проективной психологии". Росту интереса к рисуночным методикам способствовал выход в свет фундаментальных монографий методик К. Маховера (1949 г.) и Бука Дж. (1948 г.) Рисуночные методики стали очень популярными среди психологов-практиков в 50 – 60 годы. В 60-х годах эта методика быстро распространилась в среде психологов-клинецистов, и в различных географических регионах приоритет в ее использовании связывается с разными именами (в США – В. Хьюлс, во Франции – И. Минковский. М. Поро и т.д.). Э. Хамер (1958 г.) говорит об этом так: "Наверное, как и многие стоящие изобретения, так и это одновременно родилось в умах разных людей." Р. Бернс и С. Кауфман (1972 г.), однако, указывают, что самое раннее упоминание в литературе о применении "Рисунка семьи" принадлежит В. Хьюму (1951 г.). Не вдаваясь в подробности, отметим только, что "Рисунок семьи" в этих целях применяли еще раньше. О развернутой системе анализа и интерпретации "Рисунка семьи" можно говорить, начиная с работы В.Вульфа (1947 г.). Данный исследователь придавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение и разработал ряд методик для оценки внутрисемейных отношений. В рисунке он анализирует:

а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи;

б) отличия между графическими презентациями в формах, пропорциях.

В. Вульф отмечает, что последовательность в рисовании может указывать на значимость роли рисуемых людей в семье. Ребенок рисует от более значимого к менее. автор отмечает, что пропуск членов семьи – редкий случай, и что за этим всегда стоит определенный мотив. Часто это выражает стремление уменьшить эмоционально неприемлемого члена семьи, избавиться от него. Говоря об особенностях фигур, автор особо выделяет их величину. Если реальное положение вещей не соответствует соотношению величин на рисунке, то это указывает, что величина детерминирована психическими факторами, а не реальностью. Информативными могут быть и различия в рисовании отдельных частей тела.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Педагогические взгляды А.И. Герцена
В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявшим в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и ...

Телекоммуникационные учебные проекты
У граждан мира, живущих в конце XX века, не должно вызывать удивления то, что Internet служит средой для гуманитарных, кросскультурных телекоммуникационных проектов, ориентированных на деятельность, в которых участвуют будущие руководители планеты – наши дети. Так, проект Planet использует консорци ...

Общая характеристика категорий педагогики
Все вышесказанное позволило педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человече ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru