Образование сегодня » Эмоциональное развитие дошкольников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема » Этапы и методы опытно-экспериментального исследования

Этапы и методы опытно-экспериментального исследования

Страница 3

Несмотря на различия в проанализированных схемах интерпретаций, вариации процедур у составителей рисуночных методик, можно выделить основные аспекты интерпретации рисунка, к которым относятся:

а) интерпретация структуры рисунка семьи;

б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи; интерпретация процесса рисования.

Диагностическая процедура

Информация о семейной ситуации исследуемого ребенка:

- помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи;

- семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего;

- как ребенок воспринимает взаимоотношение с другими членами семьи и свое место в семье;

- как ребенок решает проблему актуальных семейных отношений.

Инструменты: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш 2М, ластик.

Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй вою семью, так чтобы ее члены были чем-либо заняты"

Анализ (количественная оценка):

Формальные признаки:

- качество линии рисующего;

- положение объектов рисунка на бумаге;

- стирание рисунка или его отбельных частей;

- затушевывание отдельных частей рисунка.

Содержательные признаки:

- изображаемая деятельность членов семьи;

- взаимодействие и расположение членов семьи;

- отношение вещей и людей на рисунке.

План анализа:

1) Анализ структуры рисунка (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи);

2) Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи:

- различия в стиле рисования;

- количество деталей;

- схема тел отдельных членов семьи.

3) Анализ процесса рисования:

- последовательность рисунка;

- комментарий;

- паузы;

- эмоциональные реакции во время рисования.

Структура:

1) Не все члены семьи на рисунке – не рисуют тех, с которыми находятся в конфликтных отношениях (на другой стороне листа), отсутствие себя – болезнь депривации;

2) Рисуют тех, кто не входит в состав семьи - переживания относительно развода, смерти и т.п.;

3) Расположение: нейтральные взаимоотношения, психологическая близость. Предметы между членами семьи – проекция понимания, что разделяет (отец за газетой, мать у плиты);

4) Общая деятельность: нейтральные и положительные взаимоотношения. Общая деятельность соединяет нескольких членов семьи – наличие группировок в семье.

5) Все фигуры очень маленькие и в нижней части листа – депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации;

6) Преобладание на рисунке вещей (мебель) – эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации, она тревожит его и как бы откладывает рисование членов семьи, а рисуют вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

Особенности:

1) Ребенок наиболее детализирует фигуру наиболее любимого члена семьи, рисунок не полный, без деталей, иногда без основных частей тела – отрицательное отношение;

2) Штриховка в изображении главных членов семьи – тот с кем сложились аффективные связи, конфликтные, тревожные отношения, перерисовка и стирание – эмоционально неоднозначные отношения;

3) Величина: неадекватное увеличение (младшая сестра – о внимании, которым она окружена в представлении ребенка);

4) Стиль рисования позволяет определить, с кем ребенок идентифицирует себя (совпадение стилей);

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Значение игры в развитии дошкольника
Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она па протяжении до школьного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая др ...

Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функц ...

Повышение уровня обобщённости изучаемых знаний
В настоящее время школьный курс математики далеко отстаёт от математики как науки по уровню обобщённости знаний. Если в современной математике уровень обобщённости очень высок, то в школьном курсе математики он пока ещё весьма низок. Его повышение (в разумных пределах) приведёт к повышению информац ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru