Несмотря на различия в проанализированных схемах интерпретаций, вариации процедур у составителей рисуночных методик, можно выделить основные аспекты интерпретации рисунка, к которым относятся:
а) интерпретация структуры рисунка семьи;
б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи; интерпретация процесса рисования.
Диагностическая процедура
Информация о семейной ситуации исследуемого ребенка:
- помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи;
- семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего;
- как ребенок воспринимает взаимоотношение с другими членами семьи и свое место в семье;
- как ребенок решает проблему актуальных семейных отношений.
Инструменты: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш 2М, ластик.
Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй вою семью, так чтобы ее члены были чем-либо заняты"
Анализ (количественная оценка):
Формальные признаки:
- качество линии рисующего;
- положение объектов рисунка на бумаге;
- стирание рисунка или его отбельных частей;
- затушевывание отдельных частей рисунка.
Содержательные признаки:
- изображаемая деятельность членов семьи;
- взаимодействие и расположение членов семьи;
- отношение вещей и людей на рисунке.
План анализа:
1) Анализ структуры рисунка (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи);
2) Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи:
- различия в стиле рисования;
- количество деталей;
- схема тел отдельных членов семьи.
3) Анализ процесса рисования:
- последовательность рисунка;
- комментарий;
- паузы;
- эмоциональные реакции во время рисования.
Структура:
1) Не все члены семьи на рисунке – не рисуют тех, с которыми находятся в конфликтных отношениях (на другой стороне листа), отсутствие себя – болезнь депривации;
2) Рисуют тех, кто не входит в состав семьи - переживания относительно развода, смерти и т.п.;
3) Расположение: нейтральные взаимоотношения, психологическая близость. Предметы между членами семьи – проекция понимания, что разделяет (отец за газетой, мать у плиты);
4) Общая деятельность: нейтральные и положительные взаимоотношения. Общая деятельность соединяет нескольких членов семьи – наличие группировок в семье.
5) Все фигуры очень маленькие и в нижней части листа – депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации;
6) Преобладание на рисунке вещей (мебель) – эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации, она тревожит его и как бы откладывает рисование членов семьи, а рисуют вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
Особенности:
1) Ребенок наиболее детализирует фигуру наиболее любимого члена семьи, рисунок не полный, без деталей, иногда без основных частей тела – отрицательное отношение;
2) Штриховка в изображении главных членов семьи – тот с кем сложились аффективные связи, конфликтные, тревожные отношения, перерисовка и стирание – эмоционально неоднозначные отношения;
3) Величина: неадекватное увеличение (младшая сестра – о внимании, которым она окружена в представлении ребенка);
4) Стиль рисования позволяет определить, с кем ребенок идентифицирует себя (совпадение стилей);
Прочее о педагогике:
Значение игры в развитии дошкольника
Игра как ведущая деятельность детей отличается рядом особенностей. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она па протяжении до школьного периода становится для ребенка формой активного творческого отражения окружающей его жизни. Игра, как и всякая др ...
Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными
возможностями
Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъектами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функц ...
Повышение
уровня обобщённости изучаемых знаний
В настоящее время школьный курс математики далеко отстаёт от математики как науки по уровню обобщённости знаний. Если в современной математике уровень обобщённости очень высок, то в школьном курсе математики он пока ещё весьма низок. Его повышение (в разумных пределах) приведёт к повышению информац ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.