Несмотря на различия в проанализированных схемах интерпретаций, вариации процедур у составителей рисуночных методик, можно выделить основные аспекты интерпретации рисунка, к которым относятся:
а) интерпретация структуры рисунка семьи;
б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи; интерпретация процесса рисования.
Диагностическая процедура
Информация о семейной ситуации исследуемого ребенка:
- помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи;
- семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего;
- как ребенок воспринимает взаимоотношение с другими членами семьи и свое место в семье;
- как ребенок решает проблему актуальных семейных отношений.
Инструменты: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш 2М, ластик.
Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй вою семью, так чтобы ее члены были чем-либо заняты"
Анализ (количественная оценка):
Формальные признаки:
- качество линии рисующего;
- положение объектов рисунка на бумаге;
- стирание рисунка или его отбельных частей;
- затушевывание отдельных частей рисунка.
Содержательные признаки:
- изображаемая деятельность членов семьи;
- взаимодействие и расположение членов семьи;
- отношение вещей и людей на рисунке.
План анализа:
1) Анализ структуры рисунка (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи);
2) Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи:
- различия в стиле рисования;
- количество деталей;
- схема тел отдельных членов семьи.
3) Анализ процесса рисования:
- последовательность рисунка;
- комментарий;
- паузы;
- эмоциональные реакции во время рисования.
Структура:
1) Не все члены семьи на рисунке – не рисуют тех, с которыми находятся в конфликтных отношениях (на другой стороне листа), отсутствие себя – болезнь депривации;
2) Рисуют тех, кто не входит в состав семьи - переживания относительно развода, смерти и т.п.;
3) Расположение: нейтральные взаимоотношения, психологическая близость. Предметы между членами семьи – проекция понимания, что разделяет (отец за газетой, мать у плиты);
4) Общая деятельность: нейтральные и положительные взаимоотношения. Общая деятельность соединяет нескольких членов семьи – наличие группировок в семье.
5) Все фигуры очень маленькие и в нижней части листа – депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации;
6) Преобладание на рисунке вещей (мебель) – эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации, она тревожит его и как бы откладывает рисование членов семьи, а рисуют вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
Особенности:
1) Ребенок наиболее детализирует фигуру наиболее любимого члена семьи, рисунок не полный, без деталей, иногда без основных частей тела – отрицательное отношение;
2) Штриховка в изображении главных членов семьи – тот с кем сложились аффективные связи, конфликтные, тревожные отношения, перерисовка и стирание – эмоционально неоднозначные отношения;
3) Величина: неадекватное увеличение (младшая сестра – о внимании, которым она окружена в представлении ребенка);
4) Стиль рисования позволяет определить, с кем ребенок идентифицирует себя (совпадение стилей);
Прочее о педагогике:
Анализ опыта применения способов введения и закрепления
лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку
Рассмотрим введение и закрепление новой лексике на примере прохождения темы “Shopping” по УМК New Opportunities Russian Edition Elementary седьмым «А» классом гимназии №117. При семантизации новых лексических единиц использовались дефиниции, например: window shopping is when you go to a shop and bu ...
Обязательное среднее образование в Испании
Среднее образование в Испании является обязательным. Это значит, что любой ребенок, проживающий на территории страны легально или нелегально, обязан посещать учебное заведение с 12 до 16 лет. Посещать-то обязан и программу осваивать должен в меру своих сил и возможностей, но вот с документом о полу ...
Содержание коррекционно-развивающего обучения и
воспитания детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, должна строиться на основе данных, полученных в результате психолого-педагогического обследования каждого ребенка, а также учитывая общие закономерности развития детей раннего возраста (до 3 лет). Исходя из этого, опр ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.