Образование сегодня » Эмоциональное развитие дошкольников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема » Этапы и методы опытно-экспериментального исследования

Этапы и методы опытно-экспериментального исследования

Страница 2

В обобщении можно сказать, что В. Вульф (1947 г.) выделил те характеристики рисунка, которые позже будут объектом интерпретации у других авторов.

Новизна работ В. Хюлса (1951, 1952 гг) состоит в том, что он анализирует сам процесс рисования (использование карандашей, стирание нарисованного, вычеркивания, сомнения, эмоциональные реакции, спонтанные комментарии). Эти данные дают дополнительную информацию об отношении ребенка к рисуемым деталям, об общем его эмоциональном состоянии.

Дальнейшее развитие анализа "Рисунка семьи" представляет модификации методики Л. Кормана (1964 г.), Р. Бернса, С. Кауфмана (1972 г.) Модификацию Л. Кормана следовало бы считать продолжением самостоятельных работ и "Рисунка семьи" во французской психологической школе. Согласно этой модификации дети рисуют не "семью" или "свою семью", как у В.Вульфа и В. Хьюилса, а "семью, как ты ее себе представляешь". Автор анализирует рисунок в трех аспектах:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность выполнения рисунка, использование пространства);

б) формальная структура (пропорции частей тела, динамичность рисунка, расположение членов семьи);

в) содержание (исследователь стремится выяснить, какой смысл для ребенка имеет рисунок).

Л. Корман оригинален и в том, что вводит серию вопросов, которые можно разбить на три группы:

1) Открытые, провокационные вопросы, подталкивающие ребенка на открытое обсуждение чувств.

2) "Социометрические" вопросы, в ответ на которые ребенок должен сделать отрицательный или положительный выбор.

3) Вопросы, направленные на выяснение, какой смысл для ребенка имеют нарисованные ситуации, определенные детали.

В настоящее время наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфмана (1972 г.) – "Кинетический рисунок семьи". Модификаторы исходили из факта, что при обычном задании "нарисуй свою семью" ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Попытались обеспечить действие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию: "Нарисуй рисунок, в которой каждый член семьи что-нибудь делает". Эти авторы предложили свою схему интерпретации, выделили четыре клинически значимых уровня анализа:

а) характеристики индивидуальных фигур "Кинетического рисунка семьи";

б) действия в "Кинетическом рисунке семьи";

в) стиль;

г) символы.

В работах советских авторов обращается внимание на связь между особенностями "Рисунка семьи" и внутрисемейными межличностными отношениями (Кольцова Н.Н., 19809 г., Мухина В.С., 1981 г.). Опыт применения "Рисунка семьи" как методики исследования межличностных отношений освещает А.И. Захаров (1977, 1982 гг).

В частности, на основе своего клинического опыта А.И. Захаров (1977 г.) утверждает, что в рисуночной пробе "семья" заключены большие диагностические возможности. Он применяет несколько отличный от описанных вариант методики, состоящий из двух заданий. В первом вспомогательном задании ребенку предлагается нарисовать в четырех комнатах, расположенных двухэтапно, но по одному из членов семьи, включая себя. При анализе рисунка имеет значение характер размещения по этапам членов семьи и кто из них находится рядом с ребенком. Обычно это наиболее эмоционально близкое лицо. Во втором основном задании дети рисуют семью без каких-либо дополнительных инструкций.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы
Слово – инструмент познания мира. Именно поэтому с особой тщательностью нужно относиться к организации словарной работы на уроке русского языка и литературы. По большому счету весь урок языка – это работа со словом. Через слово учащиеся узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, кра ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческого мышления
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемами творческого мышления начали заниматься сравнительно недавно в конце XIX - начале XX в. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в русле разных ...

Понятие и функции обучения
Масштабы, глубина и многообразие изменений, которыми отмечено начало XXI века, в своей совокупности явно не имеют аналогов ни в каком из веков. Становится все труднее успевать осмысливать происходящие процессы, быстро превращающиеся в пройденный этап. В нынешней ситуации в мире кризис ценностей, ид ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru