Эта цель долговременная, поэтому конкретизирую ее в задачах, а в соответствии с задачами определяю содержание взаимодействия с родителями, которое включает в себя различные виды и формы совместной деятельности на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе.
Совместная деятельность
Содержание взаимодействия с родителями должно полностью соответствовать и быть направлено на решение ключевой задачи.
Поскольку я работаю в сельской начальной школе, такой задачей является адаптация ребенка к школе, которая подразумевает адаптацию к новому социальному статусу. На этом этапе очень важны воспитание положительной мотивации учения у детей, формирование самооценки. Это и определяет задачу совместных усилий учителя и семьи, которую можно решать разными средствами.
В планировании совместной деятельности опираюсь на следующие принципы:
- родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса;
- предупреждены о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;
- необходимо овладевать некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.
Это наиболее важное направление, однако, как показывает опыт, именно оно является «проблемной зоной». О путях улучшения по данной работе будет сказано далее.
А в целях улучшения информационных запросов родителей можно провести анкетирование .
Основной формой совместной работы являются родительские собрания. На них обсуждаются важнейшие решения по вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания детей.
Очень хорошо зарекомендовали себя тематические собрания как более эффективные. Хорошо подготовить тематическое собрание это творческая совместная работа, но многое зависит от самого учителя.
Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, а необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к школе. Существует множество методик изучения семьи, которые позволяют составить социально - демографический портрет семьи (Приложение 9).
Наиболее интересными и эффективными формами совместной деятельности считаю:
- «Круглый стол», на который приглашаются интересно рассказывающие о своей школьной жизни люди;
- совместные открытые уроки, на которых присутствующие родители - участники действия;
- педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию;
- дискуссии - активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;
- коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.
Естественно важно учитывать занятость родителей, поэтому привлечение родителей должно быть посильным для семьи.
Прочее о педагогике:
Реализация факультативного курса «Пифагорейское учение о числе и величине»
В общеобразовательном лицее №1 существует факультативный курс “Пифагорейское учение о числе и величине”, который проводится для детей третьего класса. Факультативный курс “Пифагорейское учение о числе и величине” разработан и реализуется учителем математики общеобразовательного лицея №1 Ольшевской ...
Основные направления в формировании личности у подростков
Педагогика является относительно молодой наукой, но истоки ее, начала педагогических знаний, уходят в глубокое прошлое. Слово педагогика в переводе с греческого означает детоводство. Педагогами в древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев в школу. В дальнейшем значение этого ...
Общий анализ образовательной программы «Технология»
Программа учебной дисциплины «Технологии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по дисциплине начального образования и является единой для всего обучения. Предмет «Технология» является основной подготовкой у школьников творческих ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.