Образование сегодня » Школьный учебник в системе обучения » Функции закрепления и самоконтроля. Функция самообразования

Функции закрепления и самоконтроля. Функция самообразования

Страница 1

Являясь носителем определенного, обязательного учебного материала, учебник призван всемерно облегчать учащемуся усвоение и закрепление этого материала, помогать ему самостоятельно восполнять пробелы в знаниях и умениях. Отсюда такие традиционные функции учебника, как функции закрепления и самоконтроля.

Внедрение в педагогический процесс различных средств обучения (аудиовизуальных, технических и др.), безусловно, помогает решению этой задачи. Однако функция самообразования, присущая учебнику, при этом не сужается и не упрощается. Наоборот, она становится более сложной и ответственной.

Полная реализация функций закрепления знаний и самоконтроля, так же как и функции самообразования, прямо и непосредственно связана с теми компонентами учебника, которые призваны обеспечить последовательное формирование умений работать, в том числе и прежде всего работать с учебной книгой, системой учебных книгу. Не случайно при обсуждении проблемы повышения роли учебно-методической литературы в развитии умений и навыков учебной деятельности школьников, четко прослеживается необходимость поднять уровень умений учащихся работать с учебной книгой. Наиболее четко это требование было сформулировано для физики, подчеркнувшей, что проведенные исследования помогли вычленить ведущие умения для предметов естественнонаучного цикла:

а) самостоятельно работать с учебной и справочной литературой,

б) наблюдать и ставить опыты,

в) обращаться с лабораторным оборудованием,

г) решать задачи (вычислительные, экспериментальные, качественные и т. д.,

д) осуществлять самоконтроль за результатами самостоятельной работы.

В рекомендациях подчеркивается, что каждое из указанных умений по своей структуре достаточно сложно и включает умения выполнять более простые действия и операции. Так, например, сложное умение самостоятельно работать с учебной литературой включает более 20 элементарных действий; умение самостоятельно выполнять эксперимент включает более 10 операций.

Чтобы обеспечить успешное формирование этих и других умений учебного труда, необходимо четко определить и научно обосновать, в каких классах при изучении каких разделов курса необходима и возможна выработка умения выполнять те или иные операции (действия) внутреннего (умственного) или внешнего плана, на каком этапе обучения целесообразно дать обобщенное знание о структуре того или иного умения.

В этом плане для авторских коллективов, как и для всех конструкторов учебников, представляет определенный интерес позиция педагогической науки в вопросе формирования умений и навыков работы школьника с учебной книгой. Определяя умение как возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится ориентироваться субъекту, А. В. Усова подчеркивает, что развитие познавательных умений учащихся должно осуществляться синхронно с ростом объема информации, подлежащей усвоению при переходе из класса в класс. При этом, как показали исследования (Н. Ф. Талызина, Е. Н. Кабанова-Меллер, А. В. Усова), продуктивность учебного труда существенно повышается, когда у учеников формируются обобщенные умения, числе основных познавательных умений находится умение работать с книгой — важнейшим источником знаний для современного человека. «Для школьников основным источником знаний является учебник, — утверждает А. В. Усова. — Следовательно, необходимо школьников, прежде всего, научить работать с учебником».

Очевидно, что, как бы серьезно, последовательно, упорно ни преподавал учитель, процесс обучения не будет успешным, если сам учащийся не будет проявлять интереса, настойчивости в овладении знаниями. Учить — это прежде всего вызвать у ученика желание учиться и научить его учиться. При этом учиться активно,

творчески, ибо если учащийся в школе научится только подражать, «копировать», то и в жизни он едва ли сумеет творчески работать.

Учебник — важнейший инструмент в руках учителя — призван помочь ему сформировать у учащегося потребность овладеть не только конкретным содержанием предмета, определенным объемом информации, но и умением обобщать изученное, проверять достоверность знаний, применять их в той или иной конкретной ситуации.

Таким образом, все яснее и четче прослеживается в работе авторских коллективов тенденция помочь учащемуся учиться, и прежде всего научиться работать с учебной книгой. Эта тенденция призвана стать закономерным свойством всей системы учебников и учебных книг общеобразовательной школы. Каждая из таких книг может считаться успешно состоявшейся лишь в том случае, если с учетом возрастных особенностей учащихся целенаправленно и последовательно у них будут формироваться навыки и умения самостоятельно работать с книгой, контролировать процесс усвоения знаний, закреплять в сознании главное, на чем в последующие годы как на фундаменте будет строиться здание нового.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

«Школьные» болезни. Причины
Такое плачевное состояние здоровья детей – не только результат деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как: - несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащ ...

Работа над словом при знакомстве с программными произведениями по литературе
Словарный запас учащихся значительно расширяется при изучении художественной литературы. Хорошо, если учитель сконцентрирует внимание школьников на тех лексических средствах литературного произведения, которые несут значительную идейно-художественную нагрузку. Поэтому новые слова, встречающиеся в т ...

Язык русского народного костюма
Отдельные образцы старинного русского народного костюма сохранились сегодня в музейных коллекциях, которые смогли донести до нас это богатейшее культурное наследие. По-особому ценен русский народный костюм как художественный ансамбль для специалистов, создающих современный костюм. Являясь достояние ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru