Образование сегодня » Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ » Накопление пассивного словаря детей раннего возраста

Накопление пассивного словаря детей раннего возраста

Страница 2

Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов – фразами. И слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет – взрослый называет его; ребенок совершает действие – взрослый обозначает его глаголом и т. д.; взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит: «Будем мыть руки», в прихожей говорит: «Давай одеваться на прогулку» и т. п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия, говорит: «Возьми йогурт», хотя ребенок находится далеко от кухни и холодильника.

Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:

- на (предложение) – протягивать раскрытую ладонь;

- дай (просьба) – сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);

- да (согласие) – кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);

- нет (отрицание) – покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;

- там (указание направления) – взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;

- вот (указание на близлежащий объект) – показать прямым указательным пальцем на предмет;

- сюда (подзывание) – взмах ладонью по направлению к себе;

- хорошо (одобрение) – сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец;

- молодец (одобрение, похвала) – погладить по голове;

- ай-ай-ай (порицание) – указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз;

- тихо (призыв к молчанию, тишине) – прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам;

- баю-бай (спать пора) – смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем;

- привет (здороваемся) – берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону;

- пока (прощаемся) – машем рукой (движения ладонью вверх-вниз);

- большой (обозначение величины) – развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны);

- маленький (обозначение величины) – приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки);

- один (обозначение количества) – показать указательный пальчик

Перечисленные жесты используются в разных играх и занятиях, описанных в нашей книге.

При обучении жестам детей раннего возраста необходимо соблюдать следующие условия: использовать можно только естественные общеупотребительные (понятные всем представителям данной культуры) жесты, не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка. Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно (жестовая речь является основным средством общения слабослышащих людей).

Полезно обратить внимание на мимику, которая с одной стороны, помогает сделать артикуляцию более четкой, с другой – делает речь более эмоциональной и насыщенной. Степень употребления жестов и выраженности мимического сопровождения речи часто зависит от темперамента человека, его национальности и особенностей культуры его народа .

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Профессорство как путь карьеры и социального возвышения. Внеучебная деятельность преподавателей
В средневековом университете существовала возможность, по крайней мере, двух видов карьер (очевидно, с целым рядом промежуточных вариантов). С одной стороны, это – группа молодых регентов, которые отрабатывали положенный для окончивших срок после получения степени. Как правило, свое будущее они свя ...

Возрастные особенности детей восьмого класса
Поведение в подростковом возрасте – проявление конфликта между привычной зависимостью и желанием обособления. 7-8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на посл ...

Использование детской литературы в формировании временных представлений детей дошкольного возраста
Выделенные выше особенности восприятия времени и его основных характеристик детьми дошкольного возраста, а также раскрытие понятия детская литература и её жанров, позволили описать методику формирования временных представлений детей дошкольного возраста, как основы для использования детской литерат ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru