Образование сегодня » Способы оптимизации социокоммуникативных контактов детей с ограниченными возможностями » Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с ограниченными возможностями

Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц с ограниченными возможностями

Страница 2

В настоящее время в нашей стране в связи с изменением общества к проблеме социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья значительно возрос интерес к реабилитации лиц с глубоким нарушением интеллекта.

Появился ряд интересных экспериментальных работ по социализации тяжело умственно отсталых людей и обучению их навыкам общения. Было установлено (Н.Ф.Дементьева, Е.Ю.Шаталова), что общение умственно отсталых лиц в возрасте 18—40 лет, находящихся в психоневрологических интернатах, имеет ущербный характер. Это проявляется в неразвитости и недостаточной дифференцированности общения Выявленная особенность коммуникаций обнаруживает тенденцию к усугублению по мере нарастания выраженности дефекта. Вместе с тем, можно говорить об имеющихся потенциальных возможностях развития общения умственно отсталых лиц. Для этого необходимо расширение контактов умственно-отсталых лиц путем специальной организации трудовых навыков поведения. Вне интерната это возможно при выезде на внешние объекты, организуя познавательные экскурсии. Важной задачей является дифференцированный подход к этой работе. Если к максимальному расширению контактов лиц с легкой и умеренной умственной отсталостью со здоровой средой вне стен интерната следует стремиться, то лиц с тяжелой умственной отсталостью более реально вовлекать в трудовые и досуговые мероприятия, поддерживая проявление активности в общении.

Г. А. Процко и О. Г. Китина проводили эксперимент с группой старших школьников специальной школы с целью установления значения совместной деятельности для формирования межличностных отношений в коллективе. Использовалась организуемая педагогами подготовка и постановка учениками кукольных спектаклей со сказочными сюжетами. Воспитательное воздействие организуемой в эксперименте деятельности состояло в формировании у школьников представлений и знаний о ряде эталонов нравственных ценностей (трудолюбия, товарищества и др.) и об их значимости. Обращалось внимание на реальное проявление названных качеств. Оценка результатов формирования межличностных отношений в коллективе производилась по социометрическому статусу учащихся. Одновременно рассматривали его в соотношении с эмоциональной удовлетворенностью в общении, с одиночными суждениями учеников друг о друге, с характером самооценки.

В ходе изучения самооценки детей с умеренной умственной отсталостью было установлено, что они ставят себя обычно на 1-е место, на 2-е — своего товарища и на 3-е — взрослого человека. Это объясняется тем, что умственно отсталые дети лучше понимают друг друга, так как между ними возможно коллективное общение, между тем как осмыслить интеллектуальную жизнь взрослого человека они не могут. Вот почему в глазах таких детей их товарищ более умный, чем воспитатель. В результате проведения коррекционно-воспитательной работы у них появляется определенная оценка окружающих, считая себя обычно более умными по сравнению с товарищем, интеллектуальные возможности учителя они оценивают выше собственных (Маллер, Цикот).

В конце 80-х — начале 90-х годов интерес к проблеме обучения и воспитания умеренно и тяжело умственных отсталых детей значительно возрос, так как вопросы связанные с легко умственно отсталыми были в большей или в меньшей степени выяснены и, обратив внимание на тяжело умственно отсталых, установили, что они могут быть приобщены к трудовому обучению и обучены элементарным навыкам общения.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Дети и проблема школьной дисциплины
Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал ...

Проявления заикания у детей дошкольного возраста
Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребенка, что обусловливает сложную симптоматику и собственно речевых нарушений. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только ...

Использование детской литературы в формировании временных представлений детей дошкольного возраста
Выделенные выше особенности восприятия времени и его основных характеристик детьми дошкольного возраста, а также раскрытие понятия детская литература и её жанров, позволили описать методику формирования временных представлений детей дошкольного возраста, как основы для использования детской литерат ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru