Ряд особенностей усвоения грамматического строя родного языка рассматривается в специальном исследовании Л. В. Яссман. Показано, что ошибки в грамматическом построении самостоятельной речи наблюдаются у детей с задержкой психического развития чаще, чем у нормально развивающихся младших школьников. Если у последних наблюдались ошибки в третьей части составленных ими предложений, то у детей с задержкой психического развития — в половине.
Детям следовало самостоятельно построить предложения из заданных в исходной форме слов, что требовало предварительного осмысления набора слов с последующим грамматическим оформлением в предложение. Естественно, что в части случаев недостатки в построении предложений могли быть связаны с трудностями осмысления набора слов.
Различия между детьми с задержкой психического развития и нормально развивающимися становятся еще более значительными, когда составление предложений облегчается возможностью опереться при осмыслении набора слов на предлагаемую ребенку сюжетную картинку.
Как можно видеть из сопоставления количества правильно составленных предложений детьми нормально развивающимися и с задержкой психического развития с опорой на картинку и без нее (табл. 5 и 6), помощь в осмыслении набора слов приводит к увеличению числа правильно составленных предложений детьми с задержкой психического развития в меньшей степени, чем нормально развивающимися (на 12 % по сравнению с 18,3 %).
Таблица 5 Результаты выполнения задания на составление предложений из набора слов, %
Выполнение задания |
Распределение ответов у детей | ||
нормально развивающихся |
с задержкой психического развития |
умственно отсталых о | |
Правильное |
64,7 |
51 |
3,0 |
Неправильное |
34,2 |
45 |
56,2 |
Отказ |
1,1 |
4 |
13,8 |
Это достаточно убедительно свидетельствует о том, что не столько осмысление, т.е. не интеллектуальные затруднения, сколько недостаточное владение грамматическим строем языка, его закономерностями является причиной большого числа ошибок в высказываниях у детей описываемой категории.
Таблица 6. Результаты выполнения задания на составление предложений из набора слов с опорой на картинку, %
Выполнение задания |
Распределение ответов у детей | ||
нормально развивающихся |
с задержкой психического развития |
умственно отсталых о | |
Правильное |
83 |
63 |
26,3 |
Неправильное |
17 |
35,7 |
71,5 |
Отказ |
0 |
1,3 |
2,2 |
Отставание в речевом развитии, как это показывают исследования Г. Б.Шаумарова, К. К. Мамедова и других, сохраняется на протяжении всего школьного обучения детей с задержкой психического развития.
Прочее о педагогике:
Содержание и
методика обобщающего повторения на примере темы: «Четырехугольники»
Решением одной из важных задач общеобразовательной и профессиональной школы является усиление прикладной направленности обучения. В этой связи важно выработать у учащихся умение при решении конкретных вопросов ориентироваться на существенные свойства объектов и явлений. Большие возможности для форм ...
Психологические особенности подросткового возраста
Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12-14 до 15-17 лет). Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте - половое созревание, начала функционирования половых желез. Полово ...
Диагностирование уровня лексических навыков
Получив в результате теоретического исследования подтверждение нашей гипотезы о том, что, если использовать игровые приёмы при изучении лексики, то повысится уровень её усвоения младшими школьниками, мы провели эксперимент, с целью подтвердить гипотезу на практике и определить эффективность примене ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.