Образование сегодня » Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся » Познавательный интерес как педагогическая проблема

Познавательный интерес как педагогическая проблема

Страница 3

С.А. Ананьин, рассмотрев интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, входящие в психологическую структуру интереса, исследовал её внутреннюю природу, выражающуюся в совокупности интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.

Г.И. Щукина рассматривает интерес как особое качество, как интегральное образование, обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное.

В контексте проводимого исследования следует отметить, что познавательный интерес, как средство обучения, связан с проблемой занимательности, рассмотренной в ряде работ по психологии и педагогике. Следует выделить следующее направление по изучению познавательного интереса. Познавательный интерес рассматривается как средство обучения, стимул обучения, в работах О.С. Васильевой, О.В. Прозоровой, А.К. Марковой.

Познавательный интерес в соответствии с работами В.Б. Бондаревского, Г.И. Щукиной является внешним стимулом этих процессов, средством активизации познавательной деятельности обучающихся и эффективным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекательным, вызывает непроизвольное внимание обучающихся к поставленным задачам.

В данной связи следует отметить, что поиск эффективных форм, методов и средств развития познавательного интереса связан с развитием личностных качеств обучаемых. Анализ педагогических работ показывает, что ученые выделяют различные педагогические средства. Так, В.Б. Бондаревский для формирования глубокого интереса к знаниям рассматривает такую форму, как игра, включающую подбор учителем фактов, интересных сведений, составление заданий творческого характера, использование личных наблюдений учащихся, их воображения, фантазии, чтение научно-популярной литературы; обучение умениям и навыкам работы с различной литературой; организация соревнований, конкурсов.

М.И. Алексеева обосновывает такие пути, как: осознание значимости знаний; применение на уроках эвристических, в том числе проблемных, методов; оценку, как способ формирования положительных мотивов.

Отбор учителем определенного содержания учебного материала: сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; разнообразие самостоятельной работы учащихся; использование всестороннего воздействия средств искусства – выделяется Г.И. Щукиной как средство развития познавательного интереса учащихся, их личностных качеств.

Анализ психолого-педагогических работ по проблеме развития познавательного интереса и использования педагогических средств осуществления данного процесса позволил установить, что он содействует успешному приобретению знаний, умений и навыков, является мотивом учения и деятельности, способствует установлению педагогического сотрудничества, необходимого для успешного процесса обучения. Он характеризуется свободой выбора, новизной, направленностью, избирательным характером, внешневнутренним проявлением.

Познавательный интерес – это познавательная форма направленности на предметы, побуждающая человека к различным видам деятельности и активизирующая её.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что, охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы могут быть очень разнообразными (А.Г. Ковалёв, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо).

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Проблемы адаптивного тестирования и адаптации тестов к национальным и личностным особенностям тестируемых
При формирования мирового образования (образование пере­стает быть внутренним делом отдельной страны) необходимо вырабо­тать единые стратегии в оценке качества образовательных услуг. Сис­тема оценивания знаний и умений, имеющаяся в каждой стране, уже не является статичной, замкнутой в себе самой. О ...

Школьное самоуправление на примере средней школы №23г. Калуги
Школьное самоуправление учащихся в средней школе №23 г. Калуги направлено на вовлечение каждого школьника в общие дела, общий поиск и творчество. В начале пути организации самоуправления учащихся самоуправление рассматривалось как организация досуга, отдыха, развлечений. По мере развития самоуправл ...

Заболевания, передающиеся половым путем, и их профилактика
Инфекционные заболевания, передающиеся от человека к человеку преимущественно половым путем – ЗППП или БППП (болезни, передаваемые половым путем), встречаются часто, особенно в последние годы. В настоящее время насчитывается более 20 возбудителей болезней, передающихся половым путем, в том числе ба ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru