Образование сегодня » Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся

Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся

Происходящие в стране политические, экономические и социальные преобразования создали ситуацию, связанную с поиском принципиально новых подходов, ведущих к изменению образовательной парадигмы. Время радикальных перемен требует от школы ориентации на развитие социально активной, коммуникабельной личности, проявляющей познавательный интерес к окружающему миру во всем его многообразии.

В связи с этим возникает необходимость самостоятельного поиска альтернативных источников информации, позволяющих осмыслить различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побудить ученика к формированию собственной позиции на основе познавательного интереса. Одним из возможных вариантов решения проблемы является информатизация образования, которая включает в себя обучение на основе применения телекоммуникаций, позволяющее значительно расширить диапазон познавательных возможностей учащихся.

Последнее время широкое проникновение телекоммуникаций в образовательный процесс ставит проблему о целесообразности рассмотрения познавательного интереса через призму новых образовательных технологий. Телекоммуникации позволяют с одной стороны повысить познавательный интерес учащихся, оперативно предоставляя необходимые учебно-методические материалы, как обучающему так и обучаемому. С другой стороны, позволяют организовать различные формы и методы обучения. Не достаточно обоснованы в педагогике подходы к формированию познавательного интереса с помощью новых информационных технологий, а так же слабо изучены организационные возможности оперативного получения необходимой информации учащимися и преподавателями. Поэтому нами выбрана тема «Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся».

Степень разработанности темы. Проблема формирования познава-тельного интереса к обучению представляет особую значимость для препо- давания информатики. Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса можно по праву считать великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В своей книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». По мнению Коменского, в природе каждого ребёнка заложены нравственные и умственные возможности, которые позволили учёному отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика, выдвинуть положение о лёгкости, приятности и основательности обучения.

В педагогической и психологической литературе имеется ряд работ, посвященных проблеме интереса. В работах Ю.К. Бабанского, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Н.Ф. Добрынина, Н.Г. Морозовой, И.Б. Первина, Г.И. Щукиной рассматриваются основные методологические вопросы теории интереса, его воздействия на воспитание личности. Исследователями отмечается, что интерес имеет сложную психологическую структуру. В качестве теоретической предпосылки рассматривается интерес как специфическая направленность личности на конкретные предметы и явления действительности. Интересы личности могут быть многообразными и классифицироваться по содержанию. В настоящее время усилия многих ученых, педагогических коллективов и отдельных педагогов направлены на поиски наиболее эффективных форм и методов развития интереса у школьников.

Внедрение телекоммуникационных систем открывает принципиально новые возможности для управления учебно-познавательной деятельностью и ее интенсификации, они позволяют значительно увеличить объем воспринимаемой учениками информации благодаря тому, что она представляется в более обобщенном систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Целью написания данной дипломной работы является рассмотрение возможностей и способов влияния телекоммуникационных средств на развитие познавательного интереса обучаемых.

Достижение этой цели потребовало решения следующих задач:

– рассмотреть теоретические основы формирования познавательного интереса в педагогике;

– проанализировать опыт отечественных и зарубежных образовательных учреждений по применению телекоммуникаций в учебном процессе;

– выявить дидактические особенности организации учебного процесса, ориентированного на развитие познавательного интереса учащихся в условиях телекоммуникационной системы сопровождения образования;

– провести педагогический эксперимент и подтвердить эффективность использования телекоммуникационных средств в процессе развития познавательного интереса в условиях общеобразовательной школы.

Объектом работы выступает учебно-воспитательный процесс, осуществляемый с применением телекоммуникационных технологий.

Предметом работы выступает познавательный интерес, формирующийся с помощью телекоммуникаций.

Гипотезой работы является предположение о том, что телекоммуникационная образовательная среда, как составляющая учебного процесса, может являться эффективным средством формирования и развития познавательного интереса учащихся.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теории педагогического проектирования (Б.Г. Ананьев, Г.К. Байдельдинова, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, B.C. Выготский, В.Г. Иванов, А.А. Леонтьев, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, А.Ю. Сицивица, Г.И. Щукина) и использования средств обучения (А.К. Айламозян, АС. Беляев, М.Ю. Бухаркина, В.А. Каймин, Е.С. Палат, А.Ю. Уваров, С.Э. Христочевский, Е.Н. Ястребцева) и другие.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

– анализ психолого-педагогической литературы и обобщение педагогического опыта по проблеме;

– эмпирические методы (наблюдения, беседы, анкетирование, тестирова-ние);

– педагогический эксперимент;

– методы математической статистики.

Эмпирическими источниками послужили результаты исследований ученых-педагогов, а также теоретические и практические материалы базы практики в школе № 10 с углубленным изучением ряда предметов г. Нижнекамска.

Апробация результатов исследования была представлена на заседании педагогического совета школы № 10 г. Нижнекамска.

Практическая значимость исследования заключается в том, что реализована телекоммуникационная система, способствующая повышению познавательного интереса, которую можно использовать в учебном процессе школы.

Положения, выносимые на защиту:

– современный этап развития образования делает необходимым и возможным применение телекоммуникаций в учебном процессе школы;

– использование телекоммуникационных технологий повышает познава- тельный интерес учащихся.

Прочее о педагогике:

Словарная работа на уроках русского языка
Эффективность обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоят ...

Диагностика существующего уровня владения монологическим высказыванием
Эксперимент проходил на базе гимназии №1 города Тулы в 11 "Б" классе в течение 2 месяцев. Целью эксперимента являлась разработка комплекса упражнений, направленных на совершенствование навыков монологического высказывания у старших школьников. На констатирующем этапе эксперимента были про ...

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на поезде за покупками»
Цель: 1. формируем интерес к сюжетно-ролевым играм; 2. учим выполнять несколько функций (ролей), в одной игре; 3. научить детей действовать сообща с товарищами, принимать одно решение; 4. учить переносить жизненные ситуации в игровую деятельность, понимать взаимосвязь жизнь-игра; 5. воспитывать дру ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru