Образование сегодня » Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся » Исследование влияния телекоммуникаций на развитие познавательного интереса учащихся

Исследование влияния телекоммуникаций на развитие познавательного интереса учащихся

Страница 1

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может подддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Развитие познавательного интереса с помощью телекоммуникаций предполагает превращение обучения в интерактивное общение в рамках педагогически обоснованной программы. Оценивая дидактические возможности телекоммуникаций, их роль и место в исследовании познавательного интереса, нами были определены следующие области применения телекоммуникационных систем:

– оптимальное управление системной творческой деятельностью учащихся и учителей;

– обеспечение устойчивой мотивации познавательной деятельности;

– организация свободного доступа к информации, составляющей предмет изучения для ученика или учителя.

Простейший вид телекоммуникаций, применяемый в школьном обучении, – электронная почта – с успехом применяется на занятиях уже сегодня. С ее помощью учащиеся из различных городов России принимают участие в телекоммуникационной викторине, организованной Воронежским государственным университетом, и международной телекоммуникационной викторине, организованной общественным фондом поддержки новых образовательных технологий «Достижения» г. Владикавказа. Ученические коллективы, участники викторины, находясь в разных точках страны, выполняли работы учебного, поискового или исследовательского характера. Основным преимуществом использования телекоммуникационной викторины в том, что она:

– стимулировала и облегчила обмен опытом преподавателям различных дисциплин;

– повысила интерес учащихся к учебному курсу, в котором она использовалась;

– расширила коммуникативную практику учащихся, приучила к четким формулировкам;

– сделала возможным употребление новых методических приемов, основанных на сопоставлении учащимися их собственных данных с теми, которые получены по электронной почте.

С целью качественного и количественного анализа влияния телекоммуникационных проектов на учебный процесс по информатике в одной из школ г. Железногорска Красноярского края был проведен педагогический эксперимент.

В данном проекте в 2006 г. участвовали учащиеся из Лесосибирска, Красноярска, Зеленогорска, Железногорска, Ачинска, Енисейска, Шушенского, Шарыпово, Минусинска. Участниками проекта был создан Web-сайт «Наш любимый край». Организаторы проекта исследовали влияние включения школьников г. Железногорска в проектную деятельность на уровень их знаний по информатике. Анализ эффективности проводился по показателям двух типов: количественным и качественным.

Для оценки эффективности включения школьников в проектную деятельность по количественному показателю были проведены контрольный срез и тестирование, выявляющие знания, умения и навыки по теме «Информационные технологии» на входе и выходе. Вопросы контрольного среза и теста составлены с учетом требований действующего проекта стандарта образования по информатике.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Проблемное обучение
Исследователями установлено, что познавательная деятельность студентов слагается из творческой и репродуктивной. Они взаимосвязаны и находятся в определенном соотношении, которое зависит от подготовленности студентов. Элементы творчества и воспроизведения следует отличать по двум признакам: по резу ...

Общая характеристика развития речи детей раннего возраста
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышаю ...

Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах
Заучивание стихотворения М. Познанской "Снег идет" Программное содержание: · Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно. · Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произ ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru