Что же касается вопроса о воспитании терпимости у младших школьников, то основные положения уже были указаны в отрывке работы Джеймса Бэнкса. И все же следует еще раз коснуться этого более подробно.
Первое, что нужно учитывать так это то, что мультикультурное содержание образования должно охватывать весь период обучения и все предметные области должны быть пронизаны идеей мультикультурного образования. Надо всю учебно-воспитательную работу планировать и проводить с учетом национального состава учащихся, школы, класса, специфики этносоциальной среды, оказывающей прямое или косвенное влияние на их сознание и поведение, на семейные отношения. Вот почему так важно эти факторы тщательно изучать и использовать в организации жизни детского коллектива. Однако выявление негативного отношения к представителям других национальностей представляет определенные трудности, так как учащиеся очень редко открыто говорят об этом. Позиция по этим вопросам проявляется тогда, когда ученики находятся в непринужденной обстановке или оказываются в экстремальной ситуации. Как правило, обычные меры, связанные с обсуждением или публичным осуждением такого поведения, не дают ожидаемых результатов, а могут даже усугубить положение. Здесь от учителя или другого любого педагогического работника (вожатого, организатора внеклассной работы и т.д.) требуется очень деликатная тактичная, продуманная индивидуальная работа; надо учитывать индивидуальные особенности ученика (степень выраженности отклонения, его причины, формы проявления и т.д.). Работа по преодолению подобных отклонений требует большого педагогического такта. Решая любые вопросы учебной, внеклассной, трудовой, общественной деятельности учащихся, нельзя забывать о том, что в данном классе (школе) учатся дети разных национальностей и у каждого из народов есть своя история, культура, нравственные ценности.
Чтобы целенаправленно реализовать поликультурное содержание образования, необходимо:
- включать в учебный план специальные курсы и факультативы, ориентированные на достижение целей поликультурного образования;
Так в гимназии российской культуры города Тюмень были добавлены предметные и авторские курсы: в младших классах, когда закладываются основы этнического самосознания, воспитывается чувство национальной гордости, достоинства и уважения к обычаям и традициям других народов России, гимназисты изучают народные танцы, фольклор, устное народное творчество; с 3го по 7й классы ведется авторский курс «Народоведение», который интегрирует устное народное творчество, литературу, мировую художественную культуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство (этот курс приобщает детей к традициям, обрядам и праздникам различных слоев и этносов России и народов мира); начиная с 5го класса, идет сквозной курс «История мировой культуры», который в 11 классе заканчивается изучением курсов «История российской культуры», «Быт и традиции русского дворянства 18-19 вв.», «История и судьбы русской интеллигенции». (Пример того, как поликультурное образование может реализовываться на протяжении всего курса обучения в школе).
- продуктивно использовать примеры из разных культур при анализе исторических событий и проблем;
Прочее о педагогике:
Органическое поражение ЦНС: понятие и причины
Диагноз органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) у детей – весьма частое явление в педиатрической практике. Органическое поражение ЦНС представляет собой широкое понятие, устоявшегося определения которого не существует. Оно является следствием пре – и перинатальной патологии за иск ...
Словарная работа на уроках русского языка
Эффективность обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников. Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоят ...
Основные идеи гуманистической педагогики
Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивали в 50–60 годах в США такие ученые как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др. Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Ка ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.