Несмотря на то, что Селиванова рассматривала вовлечение в мультикультурную среду именно подростков, большинство приемов при некоторой адаптации могут быть использованы и в начальных классах, поскольку как уже отмечалось ранее мультикультурное содержание образования должно охватывать весь период обучения в школе.
Так вместо непосредственного контакта с представителями иных культур можно организовать встречи школьников с иными культурами заочно, опосредовав их соответствующими текстами (устными, письменными, музыкальными, видео и т.д.), содержащими информацию о других культурах, отражающими их ценностные приоритеты, иную логику мышления и поведения людей.
Если же возможность непосредственного общения допустима, следует учитывать то, что встреча с представителем другой культуры в классе должна быть для детей столь же интересной и привлекательной, как и в естественной среде. Педагогу следует превратить повседневное пространство урока в увлекающее, раскрепощающее, активизирующее познавательную активность - пространство игры. Поскольку именно эта деятельность является ведущей в начальной школе, она наиболее продуктивно способна развить у детей положительную мотивацию в подобном общении. Кроме того, педагог организует осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогает выразить их в словесных форме.
Однако сама по себе встреча с иной культурой не всегда имеет воспитательный потенциал и не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании ребенка. Межкультурные контакты должны быть так организованы, чтобы включить эмоционально-мотивационную сферу ребенка, что бы вызвать у него желание как-то отнестись к иным культурам, попытаться интерпретировать поведение их представителей. Трудность, которая может возникнуть здесь у педагога, заключается в следующем - более легкой для детей (а потому чаще избираемой ими) стратегией является обнаружение отличий иной культуры от своей собственной и последующее эмоциональное оценивание этих отличий как ненормальных. Задача педагога в данном случае не допустить столь поверхностных оценок и инициировать более глубокий и при этом самостоятельный анализ школьниками иных культур.
Параллельно с основной деятельностью, связанной с пошаговым разворачиванием межкультурного диалога и превращением его во внутренний диалог ребенка, педагог совершает и дополнительную. Она связана с организацией информационно-операционной подготовки школьника, которая предполагает постепенное овладение навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
С.В. Бобиновой была разработана авторская программа «Воспитание культуры толерантности у детей младшего возраста». В ней представлена система классных часов и коллективно-творческих дел, рассчитанная на 4 года и направленная на воспитание терпимости по отношению к людям, формирование у детей навыков толерантных отношений.
Эта программа предусматривает следующие направления обучения толерантности:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
Прочее о педагогике:
Содержание и методика развития координационных способностей
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей В связи с этим одной из главных задач, которую мы решали на занятиях общей физической подготовки является, обеспечение разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота и то ...
Ощущение и восприятие как физиологическая основа сенсорного развития
Сенсорное развитие - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. Ощущение - это психический процесс, начинающий развиваться сразу после рождения ребенка. Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких, как тепло и холод, твердость ...
Особенности формирования мотивационной готовности у детей задержкой
психического развития старшего дошкольного детства
Первые исследования мотивационно-потребностной сферы детей с ЗПР были в связи с изучением причин школьной неуспеваемости младших школьников и необходимостью выработки психолого-педагогических подходов к ее преодолению (Н.А.Менчинская, И.Ю.Кулагина, Т.Д.Пускаева и др.) Изучалась система побудителей ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.