Образование сегодня » Телекоммуникации как средство развития познавательного интереса учащихся » Опыт отечественных школ по использованию телекоммуникаций в учебном процессе

Опыт отечественных школ по использованию телекоммуникаций в учебном процессе

Страница 1

На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, и, прежде всего, в жизнь современной школы. Десятки тысяч школ за рубежом и сотни школ в нашей стране за последние 5-7 лет начали использовать возможности современных телекоммуникаций непосредственно в учебной работе.

Особенно стремятся участвовать в этом процессе школы из «глубинки», где уже есть современная телефонная сеть, но по-прежнему нет доступа к современной оперативной информации по различным отраслям знаний. Несмотря на то, что Россия занимает сейчас 37-е место в мире по уровню телефонизации (являющейся одним из важнейших факторов, обусловливающих развитие компьютерных телекоммуникаций в стране), за последние 2-3 года российские пользователи персональных ЭВМ получили доступ ко множеству зарубежных телекоммуникационных сетей.

Внедрение телекоммуникаций в образование идет в основном по четырем направлениям:

– информационное обеспечение систем образования (создание в сетях баз данных, баз знаний, виртуальных библиотек, виртуальных мультимедийных клубов, музеев и пр.);

– совместная проектная деятельность в различных областях знаний школьников, студентов, педагогов, научных сотрудников;

– дистанционное обучение различных целевых направлений, различных форм и видов;

– свободные контакты пользователей сетей по самым разнообразным поводам и вопросам образовательной сферы.

В России телекоммуникации в образовательном процессе начали применяться с 1989 года, когда был осуществлен первый совместный Советско-Американский проект «Школьная электронная почта» под руководством академика Велихова Б.А. (Куратор – АН СССР, проблемный совет «Кибернетика»). Ассоциация Международного образования (Россия), Центр «Гуманитарные технологии» МГУ, центр «Эйдос» (Москва) и другие предлагают свои услуги по различным программам обучения, использующим средства телекоммуникаций, в различных областях знаний: от дошкольного обучения до подготовки и переподготовки кадров.

Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам. Однако уже сейчас многие школы за рубежом используют компьютерные телекоммуникации непосредственно на уроках в условиях реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном обществе. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.

Во многих школах России имеется опыт следующего использования электронной почты:

1) для обмена опытом педагогов, проводящих различные учебные курсы;

2) для обмена между учащимися коллективными сообщениями следующих типов:

– письма общего характера (письмо-представление, рассказ о своем го-роде, о школьных друзьях и о спортивных достижениях, рассказ о домашних животных, поздравления с праздниками и др.);

– писем-отчетов о проведенных исследованиях и выполненных проектах;

– датаграфических и фенологических наблюдений за погодой;

3) для проведения компьютерных телекоммуникационных викторин;

4) для «распределенного» выполнения исследований (лабораторные исследования и измерения выполняет один из классов, а остальные классы обобщают присланные им данные измерений и результаты наблюдений) .

Так же использование электронной почты в обучении протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев.

С 1996 года на территории России американской образовательной организацией «Проект Гармония» проводится широкомасштабный проект по налаживанию контактов между учащимися российских и американских школ. За последнее время в рамках проекта к сети Интернет были подключены школы более чем из тридцати регионов России – от Москвы до Владивостока. Первым успешным результатом проекта можно назвать создание силами учителей и учащихся на базе каждой из школ проекта собственных Web-страничек, содержащих интереснейшую информацию о самой школе и ее учащихся, об истории, традициях, культуре и экономике той области и региона, где находится школа. Причем следует обратить внимание на то, что эта информация собирается и размещается на сервере в условиях широкого использования проектных и исследовательских методов как в рамках обычных уроков, так и во внеурочной работе.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Особенности эмоционального развития дошкольников в учебно-воспитательном процессе
Эмоции – реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску: обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. Возникновение и проявлен ...

Цели использования НИТ в системе образования
Выделим педагогические цели использования НИТ в системе образования: − интенсификация всех уровней учебной подготовки; − развитие личности обучаемого; −подготовка к жизни в условиях информационного общества; − реализация социального заказа, обусловленного процессами информат ...

Как питается российский школьник
Как питаются у нас? Эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru