Советский энциклопедический словарь понятие «интерес» рассматривает в двух значениях:
с точки зрения социологии и экономики интерес – это реальная причина социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуж- дений – мотивов, идей и т.п. – участвующих в них индивидов, социальных групп, классов; объективное основание;
психология определяет интерес как отношение личности к предмету как к чему-то для него ценному, привлекательному.
Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения.
В соответствии с Российской педагогической энциклопедией: «Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе».
Проблема познавательного интереса получила многостороннее освещение в трудах современных ученых: С.А. Ананьина, А.Г. Архипова, Л.И. Божович, В.Б. Бондаревской, Л.Г. Вяткина, Н.Ф. Добрынина, А.Г. Ковалева, А.К. Марковой, Н.Г. Морозовой, В.Н. Мясищева, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной, С.Г. Якобсон и др.
Анализ психолого-педагогических исследований по данной проблеме позволяет выделить следующие его направления:
– проявление умственной и эмоциональной активности человека (С.Л. Рубинштейн);
– избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
– сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон);
– активное познавательное отношение человека к миру (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова);
– специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалёв);
– ведущий побудитель деятельности человека (М.В. Дёмин).
Теоретико-методологическое исследование проблемы познавательного интереса в обучении с позиций отечественных и зарубежных педагогов и психологов позволяет уточнить сущность, содержание и структуру познавательного интереса.
А.К. Макарова соотносит познавательный интерес с интегральным проявлением мотивационной сферы. А.Н. Леонтьев исследует познавательный интерес преимущественно в сфере деятельности. Г.И. Щукина сравнивает познавательный интерес с самым значительным свойством человека познавать окружающий мир, его многообразие, отражать в сознании его сущностные стороны. Автор полагает, что познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной направленностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.
В.Б. Бондаревский источником формирования познавательного интереса рассматривает: содержание учебного материала, которым овладевают школьники, многообразный и всесторонний процесс учебной деятельности и общение между участниками учебного процесса. В соответствии с данным подходом познавательный интерес – процесс, постоянно функционирующий в деятельности школьника и взаимодействующий с мотивами, устойчивыми способами поведения, который «все больше и больше закрепляясь, становится, в конце концов, устойчивой чертой характера человека, его личности» .
Прочее о педагогике:
История создания аппликации
Аппликация (от латинского слова "прикладывание") - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные платины, всевозможная материя (бар ...
Формы организации детской музыкальной творческой деятельности
В музыкальном искусстве XX века революционный процесс обновления содержания и формы (тематики, выразительных средств и методов музыкально-образного воплощения нового идейного содержания) уже несколько раз потрясал устойчивые музыкальные своды. Однако музыкальная педагогика в детских садах, начала и ...
Содержание и
методика обобщающего повторения на примере темы: «Четырехугольники»
Решением одной из важных задач общеобразовательной и профессиональной школы является усиление прикладной направленности обучения. В этой связи важно выработать у учащихся умение при решении конкретных вопросов ориентироваться на существенные свойства объектов и явлений. Большие возможности для форм ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.