У большинства обследованных детей выявились следующие нарушения артикуляционной моторики:
Недостаточное развитие статической и динамической координации артикуляционных движений, 26%.
Неумение быстро переключаться с одной позиции на другую, 26%.
Неточность движений подвижных органов артикуляции – языка, губ, нижней челюсти, отмечались наличие синкинезий, 33,3%.
2. Обследование звукопроизношения.
Мы использовали предметные картинки, в названии которых предъявлялись проверяемые звуки из основных групп звуков русского языка. Произношение проверяемых звуков уточнялось в начале, в середине и в конце слова (см. приложение 1).
Условно разделили все звуки на пять групп: (1 группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, ЛЬ; 4 – Р, РЬ) и пятая группа – все остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки Г, К, Х и мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков.
Произношение звуков каждой группы оценивалось в отдельности по следующему принципу: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи; 1 балл - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажения или замены во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
Результаты обследования звукопроизношения были представлены в виде таблицы, (см. таблицу 2).
Таблица 2. 2.
Состояние звукопроизношения у дошкольников.
Группы звуков |
Отсутствие звука |
Искажение звука |
Замена звука |
Смешение звука |
Свистящие |
5 человек |
3 человека | ||
Шипящие |
4 человека |
3 человека |
4 человека | |
Сонорные |
4 человека |
9 человек |
1 человек | |
Остальные группы звуков |
В результате, согласно данных таблицы, нарушения произношения звуков у обследуемых детей проявились либо в искаженном воспроизведении тех или иных звуков, либо в замене и в смешении звуков. Нарушенными оказались группы свистящих, шипящих, а также сонорных звуков.
Исследование звуко-слоговой структуры.
Детям предлагались для повторения слова разной слоговой структуры: со стечением согласных в начале, в середине, в конце слова; многосложные слова, состоящие из сходных звуков. Например: танкист, сковорода, милиционер, термометр и пр.,.
Правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления оценивалось в 1 балл, замедленное послоговое воспроизведение – 0,5 балла, искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова) – 0,25 балла, невоспроизведение, отказ – 0 баллов.
Уровни сформированности звуко-слоговой структуры представлены в таблице 3, (см. таблица 3).
Таблица 2.3.
Уровень сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Уровни сформированности |
Количество баллов |
Количество детей |
Высокий уровень |
8-10 баллов |
1 человек |
Средний уровень |
5-7,5 баллов |
4 человека |
Уровень ниже среднего |
4,5-7 баллов |
2 человека |
Низкий уровень |
Ниже 4 баллов |
8 человек |
Прочее о педагогике:
Роль раннего возраста для последующего развития ребенка
Знакомство с содержанием работы заведующей детским садом, старшего воспитателя, медицинских работников, направленной на создания условий для воспитания детей раннего возраста, с формами контроля за развитием детей, с диагностикой, вопросами планирования и учета, ведения документации, работы с родит ...
Развитие моторики у детей младшего школьного возраста
Значительные и быстро растущие успехи в моторной работоспособности можно отметить в возрасте с 8 до 11—13 лет 33). Это та фаза развития, в которой уже знакомые формы движений заметно улучшаются, а многие новые приобретаются и закрепляются зачастую даже без инструктажа (например, передвижение на лыж ...
Экологическое воспитание школьников
Воспитание ответственности за состояние окружающей природной среды. Ответственность - это категория этики и права. Она отражает социальное и морально-правовое отношение личности к обществу и природе и проявляется в выполнении своего долга и правовых норм. Ответственность характеризует способность и ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.