Образование сегодня » Методика словарной работы на уроках русского языка в школе » Примерное содержание словарной работы на уроках русского языка

Примерное содержание словарной работы на уроках русского языка

Страница 1

С целью обогащения словаря учащихся разнообразной лексикой можно использовать задания следующего характера:

1) узнавание в тексте слов, относящихся к определенной лексике;

2) подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;

3) подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений;

4) работа над прямым и переносным значением слов;

5) употребление речевых оборотов;

6) работа с пословицами и поговорками;

7) работа со словарями;

8) выполнение различных видов творческих работ.

Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

1. Прочитайте слова.

Мороз, агроном, шофёр, доброта, уважительный, иней, заботится, комбайн, корабль, честный, инженер, равнодушие, ухаживать, внимательный.

Выполните по образцу:

Явления природы: мороз .,

Профессии: агроном, .,

Машины: комбайн ,

Человеческие отношения: доброта .

2. Прочитайте. На какие вопросы отвечают слова в каждом столбике?

Что они обозначают?

Доброта, обязательный.

Благодарность, враждебный.

Совесть, насмешливый, заботился, высмеять, оскорбить.

3. Определите, какой частью речи является каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушие, уважение, тревожиться, добрый, честь, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

Напишите слова в три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Назовите положительные качества человека.

4. Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.

Скупой глядит — как бы другому не дать, а жадный глядит — как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь — не одно и то ж. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

5. Спишите, вставляя словосочетание - добрый человек. Определите падежи.

Не помнит зла (кто?) . . Худо тому месту, где нет (кого?) . . Поклонись в пояс (кому?) . . Поминай добром (кого?) . . Хорошо иметь дело (с кем?) .Вспоминай чаще (о ком?)

6. Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Верный — . , внимательная — , добрая — , жестокое — ,равнодушный — ., гостеприимная — , заботливое — , нежная — , ласковое —

Напишите словосочетания. Определите род имен существительных.

7. Запишите имена прилагательные вместе с подходящими именами существительными.

(Дружеский, дружный) класс; (жестокий, жёсткий) человек; (скрытный, скрытый) характер; (обидчивая, обидная) женщина; (радушное, равнодушное) угощение; (гуманная, гуманитарная) помощь.

8. Перепишите, подбирая к выделенным словам антонимы. При затруднении используйте «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова.

Вежливый ответ. Правдивые слова. Отнестись с доверием. Насмехаться над человеком. Жестокий поступок.

9. Назовите синонимы и антонимы слова жестокий.

1.Она казалась недоброй. (Ф. Гладков.) 2.Терентьев был груб в обращении, недоброжелателен. (И.Гончаров.) 3. Надо быть милосердным, папа! (А.Чехов.) 4. Жестокосердный старик свирепо посмотрел на нас. 5.Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. (А. Маршак.)

Что общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу?

Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый.

10. Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не (пишется слитно).

Сердечный — не . .

Добрый — не . .

Чуткий — не . .

Отзывчивый— . .

Составьте предложения со словами первого столбика. Измените эти предложения, вводя в них слова из первого столбика.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Основные причины появления трудных детей и подростков
Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а чер ...

Факультативные курсы как формы дополнительного образования школьников
Факультативные занятия по математике в средней школе, являющиеся одной из форм внеклассной работы, позволяют углубить и расширить знания учащихся по математике, развить интерес к предмету, привить вкус к самостоятельному приобретению знаний, приобщить к исследовательской работе. В монографии привод ...

Приближенные вычисления в школьной математике и их возможное место
Тема “Приближенные вычисления” в школьной программе вводится в V и VIII классах, причем материал никак не связан между собой. То, что вводилось в V классе, заново вводится в VIII, но уже на других основаниях. Рассматриваются лишь некоторые задачи, приводящие к приближенным вычислениям, причем не вс ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru