Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Исследование психологической диагностики учащихся

Исследование психологической диагностики учащихся

Страница 1

По методике мотивации учебной деятельности младших школьников Лускановой Н.Г. у учащихся было выявлено:

Рисунок 3. Уровень школьной мотивации учащихся

У 24% детей выявлен средний уровень школьной мотивации, учащиеся положительно относятся к школе, понимают учебный материал, внимательны при выполнении заданий, способны самостоятельно решать типовые задачи, но новая деятельность требует контроля со стороны. Учащиеся ориентированы на получение знаний и учебную деятельность, которая стала ведущей.

Высокую школьную мотивацию имеют 32% учащихся. Этот уровень так же характеризуется положительным отношением к школе, учебный материал осваивается легко и в полной мере. Учащиеся внимательно слушают учителя, проявляют интерес к самостоятельной работе и при выполнении заданий или поручений внешний контроль может не требоваться.

Из рисунка 3 видно, что для 34% детей в большей мере характерна внешняя мотивация обучения, для них более значимы внешние атрибуты новой деятельности (красивая новая форма, портфель и учебные принадлежности) и они в большей мере склонны поступать «как все», то есть в школу ходить надо, поскольку так говорят родители. Учебная мотивация еще не сложилась, нет ориентации на учебную деятельность и ценность получения знаний.

Так же по результатам исследования присутствуют учащиеся, имеющие низкую школьную мотивацию и негативизм по отношению к школе (рисунок 3) – дети отрицательно относятся к школе, учебный материал усваивается фрагментарно и без интереса, самостоятельности в учебной деятельности не проявляют и могут не регулярно готовиться к урокам. Это свидетельствует о нарушении в поведении, имеющихся проблемах в общении с одноклассниками и во взаимоотношении с учителем. Низкий уровень учебной мотивации может осложнить процесс адаптации к обучению в школе, особенно, если учащиеся склонны испытывать негативные эмоции в связи с какими-либо школьными ситуациями или событиями.

Таким образом, учащиеся разделились на две группы: одна имеет высокий уровень сформированности социальной позиции школьника, который сопряжен с ориентацией на учебно-школьную действительность, и другая, где преобладает внешняя школьная мотивация и еще не сложилось ценности получения знаний.

В нашем исследовании был использован цветовой тест отношений, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений индивида к окружающему миру. На основе анализа полученных данных были выявлены следующие результаты:

На основе выбора цветовых карточек Люшера было выявлено эмоциональное состояние ребенка в школе, наличие положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Данные полученные в результате проведения методики говорят о том, что 66% учащихся находятся в состоянии оптимальной работоспособности. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию. И 34% учащихся имеют компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха. Этим детям необходима помощь со стороны взрослых, поскольку сами они с этой ситуацией справиться не могу.

При расчете показателя суммарного отклонения от аутогенной нормы, который является индикатором психологического благополучия, были получены следующие результаты: у 34% учащихся преобладают положительные эмоций в школьной жизни. Ребенок весел, счастлив и настроен оптимистично. У 53% детей эмоциональное состояние находятся в норме, ребенок может справиться со своим состоянием. И 13% учеников имеют преобладание отрицательных эмоций. У детей доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно. Именно на эту группу детей необходимо обратить внимание педагогу-психологу в своей работе с учащимися.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Формирование логической сферы детей старшего дошкольного возраста
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство эт ...

Телекоммуникационные учебные проекты
У граждан мира, живущих в конце XX века, не должно вызывать удивления то, что Internet служит средой для гуманитарных, кросскультурных телекоммуникационных проектов, ориентированных на деятельность, в которых участвуют будущие руководители планеты – наши дети. Так, проект Planet использует консорци ...

Педагогические взгляды А.И. Герцена
В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявшим в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru