Общее позитивное отношение к школе на эмоциональном уровне имеют 47% детей, у учащихся отсутствует напряженность относительно процесса обучения и школьной жизни. Испытывают нейтральные или амбивалентные чувства 18% учеников. Младшим школьникам, особенно домашним детям и девочкам в частности, присуща эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все необычное и яркое. Но эмоции уже не так легко сменяют друг друга и не так явно проявляются, как в дошкольном детстве. Если дошкольник быстро забывал о неприятностях, переключаясь на что-то радостное, то младший школьник может долго переживать неудачу и скрывать свои чувства. 34% учащихся на эмоциональном уровне испытывают сложности в восприятии школы. Таким детям необходима помощь и поддержка со стороны взрослых (педагогов, родителей, психолога) в адаптации к школе, так как на неосознаваемом эмоциональном уровне они испытывают существенные сложности и страхи в восприятии школы. Можно предположить, что такое отношение складывается из сомнения в собственных силах, высокой напряженности (больших ожиданий со стороны взрослых) и ответственности за учебную деятельность, страх быть неуспешным, это характерно для детей обоего пола. У некоторых учащихся такие результаты могут быть следствием как страха самого здания, привыкание к шуму, большому (по сравнению с детским садом) пространству и учащимся старших классов, так и наличие уровня внешней или низкой школьной мотивации.
Самооценка является ключевой характеристикой личности, влияющей на формирование характера, взаимоотношение с людьми, психологическое благополучие ребенка и его состояние в целом. Отклонение самооценки от нормы приводит к появлению внутриличностных конфликтов и нарушению социального поведения, а так же может приводить к соматическим заболеваниям. На формирование самооценки ученика-первоклассника, которая носит еще недостаточно устойчивый характер, продолжают оказывать влияние различные внешние факторы, такие как оценка учителя и других взрослых. По результатам исследования лесенки самооценки мы получили следующие результаты:
Таблица 3
Самооценка учащихся в %
Самооценка |
завышенная |
адекватная |
заниженная |
«Я ученик» |
18 |
55 |
26 |
Утомляемость в школе |
61 |
21 |
18 |
Настроение, с которым приходит в школу |
48 |
26 |
26 |
«дружный класс» |
37 |
39 |
24 |
«я ребенок» |
63 |
26 |
11 |
55% учащихся оценивают себя адекватно, они аккуратны, справляются с требованиями, касающимися школьной жизни, и у них развиты навыки произвольной регуляции деятельности, что способствует их успешности в процессе обучения. По самооценке завышенное представление о себе как ученике имеют 18% учащихся, что частично может являться показателем идеализирования своей личности и собственных возможностей, преувеличение своей ценности для окружающих. При этом высокие значения не всегда являются показателем завышенного мнения о себе, а свидетельствуют о позитивном отношении к себе, что служит стимулом к развитию личности и формированию положительного восприятия окружающего мира, а так же способствует психологической адаптации. Необходимо уделить особое внимание детям, имеющим заниженную самооценку таких 26% учащихся. Они оценивают себя как неуспешных и сомневаются в собственных силах, что может быть следствием повышенной требовательности со стороны взрослых, как родителей, так и учителя.
Прочее о педагогике:
Способы оценивания уровня развития собственно силовых способностей у детей
младшего школьного возраста
Для оценки максимальной силы у детей младшего школьного возраста. Легче и проще всего произвести замер максимальной силы у детей данного возраста при помощи различных динамометров. Динамическую силу у детей младшего школьного возраста измерять не рекомендуется, так как чтобы измерить максимальную д ...
Развитие фонематического слуха детей раннего возраста
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации. Умение сосредот ...
Классификация компьютерных средств обучения
Рассмотрим педагогические задачи, решаемые с помощью КСО: − начальное ознакомление с предметной областью, освоение её базовых понятий и концепций; − базовая подготовка на разных уровнях глубины и деятельности; − выработка умений и навыков решения типовых практических задач (так на ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.