Образование сегодня » Диагностика и коррекция психологической адаптации учеников первых классов к процессу обучения » Исследование психологической диагностики учащихся

Исследование психологической диагностики учащихся

Страница 2

В начальной школе эмоциональное принятие учителей крайне важно, хотя и не осознается самими детьми на вербальном уровне. Этот фактор в последующем может повлиять на мотивацию к обучению, уровень школьной тревожности и успешность обучения в школе.

Эмоционально принимают своих учителей 58% учащихся, что является важным положительным фактором для адаптации к школе. 24% детей испытывают некоторые сложности в его восприятии и 18% испытывают значительные трудности в эмоциональном принятии учителей – это может быть следствием смущения, страхов или иных причин, с которыми ребёнок без помощи взрослого справиться не может. При этом сам учащий может не осознавать этот факт на вербальном уровне.

Рисунок 4. Эмоциональное восприятие учителя детьми

Эмоциональное самопринятие выражено у 74% учащихся, у таких детей отсутствует внутренняя напряженность и наблюдается высокое самомнение и самоуважение. 8% учащихся не вполне довольны собой, у них имеются некоторые трудности в эмоциональном восприятии себя. И 18% детей несколько самокритичны, у них присутствует внутренний конфликт, то есть неудовлетворенность собой и своими возможностями. Полученные данные могут говорить как об осознании своих действий и ошибок, становлении критичности, учащиеся начинают объективнее воспринимать себя, по сравнению с дошкольниками, так и развитии самосознания через обратную связь с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат, а она иногда имеет отрицательную направленность.

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками. Следовательно, на формирование успешной адаптации к обучению будет влиять наличие друзей в классе и комфортность самочувствия ребенка в коллективе. Так еще не все обследованные учащиеся успели наладить отношения в школьном коллективе и подружиться или познакомиться с одноклассниками. По данным цветового теста отношений две трети детей положительно воспринимают друг друга, что мы и видим на рисунке 5 и 6. К девочкам эмоциональное отношение несколько лучше, чем к мальчикам, что является типичным для данной возрастной группы.

Эмоциональное восприятие девочек

Эмоциональное восприятие мальчиков

Рисунок 5 и 6. Отношение учащихся друг к другу, по данным цветового теста отношений в%.

Из 38 обследованных учеников 71% эмоционально принимают своих одноклассниц, 21% испытывают к ним нейтральные чувства и 8% детей испытывают трудности в эмоциональном принятии своих одноклассниц.

Из всех обследованных учащихся 55% эмоционально принимают своих одноклассников (мальчиков), 16% испытывают к ним нейтральные или амбивалентные чувства и 29% учеников испытывают трудности и присутствуют страхи в эмоциональном принятии одноклассников.

Это вероятно объясняется тем, что девочки не всегда понимают игры и шутки мальчиков, их способы общения между собой. Мальчики предпочитают широкий круг общения и шумные игры, девочки склонны общаться парами. И в дополнение к этому, девочки, по сравнению с мальчиками, обладают в большей мере развитыми коммуникативными способностями. Свои отношения они строят на умении договариваться и способности к компромиссу, мальчики имеют склонность к категоричности суждений и настаивании на собственной точке зрения, что не все дети принимают. Поддержка и понимание на период адаптации необходимы тем учащимся, которые, возможно чувствуют себя среди одноклассников недостаточно комфортно на неосознаваемом эмоциональном уровне.

Еще один признак психологической адаптации, который был использован нами в цветовом тесте отношений - это эмоциональное восприятие учащимися школы (понятие «школа») и комфортность обучения.

Рисунок 7. Эмоциональное восприятие учащимися школы

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Цели и задачи развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста
Цель физической культуры детей младшего школьного возраста — способствовать всестороннему, гармоническому развитию физической культуры личности школьника и подготовке детей к жизни, в первую очередь к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность. Развивая силовые способности ...

Целостность и противоречивость человека
Еще одна глобальная характеристика человека — его целостность. Как отмечал еще Л.Фейербах, человек — это «живое создание, характеризующееся единством материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия». Современные исследователи подчеркивают такую особенность целостности челове ...

Способы оценивания уровня развития собственно силовых способностей у детей младшего школьного возраста
Для оценки максимальной силы у детей младшего школьного возраста. Легче и проще всего произвести замер максимальной силы у детей данного возраста при помощи различных динамометров. Динамическую силу у детей младшего школьного возраста измерять не рекомендуется, так как чтобы измерить максимальную д ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru