В сфере экологического сознания парадигма «человеческой исключительности» предстает как парадигма «человеческой освобожденное», освобожденности от подчинения объективным экологическим закономерностям. Базирующееся на ней экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности:
1. Высшую ценность представляет человек. Лишь только он самоценен, остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, приносящее ему вред - антиценно. Природа как бы объявляется собственностью человечества, причем, как само собой разумеющееся, считается, что оно имеет на это право.
2. Иерархичная картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже - вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже различные объекты природы, место которых, опять же, определяет человек в зависимости от полезности. Мир людей противопоставлен миру природы.
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, использование, получение определенного полезного продукта.
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим империалом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.
5. Природа воспринимается как объект человеческих манипуляций.
6. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.
7. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человечества.
Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимость сохранить природную среду, чтобы ею могли воспользоваться будущие поколения.
Следует отметить, что эксцентрическое сознание, базируется на новой «инвайроментальной парадигме», экологическое сознание в целом можно назвать эксцентрическим, т.к. для него характерны следующие особенности:
1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так» вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
2. Отказ от - иерархичности картины мира. Человек не признается обладателем природы, а ее друг, спутник.
Как мы видим, существует два подхода к видению мира природы. Отсюда расхождения в подходе к обладанию недрами природы, использованию природных ресурсов. Отсюда возникновение «партий зеленых», которые относятся ко второй группе людей, воспринимающих природу, как частичку себя самих.
Экологический вопрос - это тема, которая существовала всегда, сначала негласно, теперь на всех уровнях. Это не случайно. Это экология - проблема, которая стоит острее многих других. На первый взгляд, этот вопрос не затрагивает швейное производство, как, например, какой-нибудь металлургический завод. Однако если разобраться, то мы видим, что швейное ателье - предприятие, где используются ткани различного происхождения, машины, оборудование, которые приносят одновременно и пользу для человека, и вред для окружающей среды непосредственно через человека. Такой своеобразный круговорот, замкнутый круг. Поэтому, когда мы говорим от охране окружающей среды, то бумажка, брошенная в урну - это первый шаг в целом комплексе охраны природы, не говоря об очистных сооружениях на больших предприятиях, безотходном производстве во всех сферах производства.
Прочее о педагогике:
Методические рекомендации по декоративному рисованию в средней группе
Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие: - развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге; - развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета; - развивать умения в рисовании различных крупных и мелких фо ...
Анатомо-физиологическая характеристика детей младшего школьного возрата
Один из краеугольных камней осуществляемой в стране, реформы школы повышения эффективности воспитания и обучения на основе учета возрастных особенностей организма школьника. Правильное решение вопросов организации и методики проведения занятий, выбора средств, нормирования физических нагрузок, опти ...
Человек как живое биоэнергетическое существо
Как все живое, человек активен, т. е. способен избирательно отражать, воспринимать, реагировать на любые раздражения и воздействия, имеет, по выражению Ф.Энгельса, «самостоятельную силу реакции». Он пластичен, т. е. обладает высокими адаптивными способностями к изменяющимся условиям жизни при сохра ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.