Содержание курса разработана с учетом той части Государственного стандарта профессионального образования по дисциплине «История костюма и моды», которая касается изучения истории русского народного костюма.
Актуальность курса «Русский народный костюм» определяется тем, что в современных педагогических доктринах все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания образования. Это получает подтверждение на практике: в профессиональных колледжах России широко развиваются учебные дисциплины, связанные с гуманитарной областью знаний. Кроме того, в регионах получили распространение учебные заведения, направленные на углубленное изучение культурологических дисциплин, где важное место занимают предметы, связанные с историей и культурой России.
Современные образовательные тенденции получили наиболее законченное отражение в «Национальной доктрине образования» (2000), в которой особое внимание уделено освоению культурных традиций разных народов России, в том числе русскому народному костюму, так как русский народ составляет более 80% нашей страны.
Русский народный костюм есть часть мировой художественной культуры. В течении тысячелетней истории русский народный костюм утверждал приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности к судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а так же исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы национальной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современном колледже, способствовать восстановлению прерванной в ХХ веке «связи времен» разных поколений, сформировать у студентов традиционно пестуемые в российском общественном сознании нравственные установки. Включение в содержание общего гуманитарного и технологического образования курса с целенаправленным и углубленным изучением русского народного костюма, русских национальных художественных традиций может стать важнейшим заслоном для эмансипации идей приоритета материальных ценностей над духовными, культа силы и насилия и др.
При создании рабочей программы были приняты два основных принципа:
Изложение и изучение курса не как теоретической развивающей дисциплины общекультурной и гуманитарной направленности, а как прикладного курса ярко выраженной проектной направленности;
Максимальное использование средств наглядной визуализации в целях обеспечения восприятия материала дисциплины студентами, не имеющими достаточной базовой подготовки.
Структурно тематические разделы дисциплины группируются из лекций и лабораторных работ, имеющих общетеоретическую или практическую направленность, с которыми студент знакомится на предшествующих курсах, в частности, в процессе занятий не только по профильным, но и общетеоретическим курсам.
Наличие большого количества и многообразие междисциплинарных связей, не исключающим самые разнообразные и самые неожиданные направления, определяются «плюсы» (курс, как показывает практика преподавания, вызывает большой интерес со стороны студентов), но и «минусы» (некоторые разделы отдельными студентами воспринимаются с затруднениями из-за слабой базовой общекультурной подготовки). Поэтому в структуру новых для студента тем непременно включаются и "базовые" общекультурные сведения, которые могли быть опущенными в предшествующем образовательном процессе.
Для изучения курса необходимы знания по дисциплинам: «Рисунок», «Форма образования», «История костюма и моды», «Конструирование одежды», «Материаловедение швейного производства», «Технология швейных изделий» и др.
Прочее о педагогике:
Стратегии, направленные на изменение количественных
параметров содержания образования
Стратегия ускорения предполагает увеличение темпа (скорости) прохождения учебного материала. В качестве ориентира служит традиционный для существующей культурно-образовательной традиции темп обучения. К идее ускорения в дидактике естественным образом привело представление о детской одаренности как ...
Понятие об оценочной самостоятельности младших школьников
Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы. Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Указанной цели можно достичь, если мы под ...
Описание проведенных проверочных занятий
Класс был разбит на две группы, и с каждой группой занятие проходило отдельно. Ход занятия в обеих группах во многом совпадал. 1. В начале урока детям напомнили о том, что ранее на факультативе они решали задание, где нужно было показать следующее: “Сумма двух треугольных чисел равна гетеромекному ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.