Активизировать творческую и учебно-познавательную деятельность учащихся – значит решить одну из важнейших задач школы - научить учиться. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребёнок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Мы должны пробудить учебно-познавательные мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета. Как известно, одной из основных задач начальной школы является создание таких условий для формирующейся личности, которые обеспечивали бы оптимальное развитие и удовлетворение потребностей в творчестве.
Таким образом, не менее актуальным вопросом в системе развития творческих способностей учащихся является выбор методов, форм и средств, повышающих эффективность процесса обучения. По нашему мнению увеличению результативности данного процесса способствуют средства математики.
Исходя из вышесказанного, появилась необходимость выявления уровня развития творческих процессов: воображения, мышления, памяти.
Для выявления уровня состояния проблемы нами было проведено исследование на базе МБОУ – Петровской СОШ.
Исследование проводилось во 2 классах:
2 класс « А» – контрольный,
2 класс « В» – экспериментальный.
Хотелось бы дать характеристику классов.
Во 2 « А» классе обучается 12 человек, из них 4мальчика и 8 девочек. Для 8 учащихся характерен высокий уровень познавательного интереса, для 3 учащихся средний уровень, для 1 учащихся низкий уровень. Анализ успеваемости и качества знаний показал, что в классе 7 человек успевает на 4 и 5, качественная успеваемость составляет 58%, количественная успеваемость 100%. Все ребята в классе активно принимают участие в общешкольных и классных мероприятиях.
Во 2 « Б» классе обучается 11 человек, из них 7 мальчиков и 4 девочки. Для 6 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 4 учащихся средний, для 1 – низкий.
Анализ успеваемости качества знаний учащихся показал, что в классе 6 человек успевают на 4 и 5, что составляет 55% качественной успеваемости, количественная успеваемость составляет – 100%.
Большинство ребят класса являются участниками общешкольных и классных мероприятий.
Исследование проводилось в 3 этапа:
констатирующий эксперимент;
формирующий эксперимент;
контрольный эксперимент.
Цель исследования: выявить уровень состояния проблемы творческих способностей младших школьников средствами математики.
На констатирующем эксперименте нами использовались такие методы исследования как тестирование, анкетирование, беседа.
Уровень творческих способностей мы выявляли по следующим критериям и уровням:
- воображение;
- мышление;
- память.
Таблица 1- Критерии и уровни творческих процессов
Критерии |
Уровни | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
ВООБРАЖЕ-НИЕ |
Высокая скорость процессов воображения. Необычность, оригинальность образов. Богатство фантазии. Глубина и проработанность (детализирован-ность образов. Впечатлитель-ность, эмоциональность образов. |
Средняя скорость процессов воображения. Необычность образов. Богатство фантазии. Глубина образов. Впечатлительность, эмоциональность образов. |
Низкая скорость процессов воображения. Отсутствует необычность, оригинальность образов, проработанность образов, впечатлитель-ность и эмоциональность |
МЫШЛЕ-НИЕ |
Формирование абстрактно-логического мышления, развитие теоретического мышления |
Доминирование наглядно-образного мышления |
Наглядно-действенное мышление |
ПАМЯТЬ |
Развитие произвольной памяти, развита механическая, улучшение всех видов памяти: словесно-логическая память. |
Хорошо развита механическая память. |
Слабо развита механическая память, запоминание и воспроизведение не приобрели произвольный характер. |
Прочее о педагогике:
Пути повышения эффективности урока в современных условиях
Деятельность людей в процессе обучения носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом и во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых. С их учетом разрабаты ...
Категориальный аппарат педагогики
Для познания специфики той или иной науки необходимо уяснить содержание базовых категорий, которыми оперирует данная наука. Категориями науки называются ее предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, ее устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. . В любо ...
Проблемное обучение
Исследователями установлено, что познавательная деятельность студентов слагается из творческой и репродуктивной. Они взаимосвязаны и находятся в определенном соотношении, которое зависит от подготовленности студентов. Элементы творчества и воспроизведения следует отличать по двум признакам: по резу ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.