Активизировать творческую и учебно-познавательную деятельность учащихся – значит решить одну из важнейших задач школы - научить учиться. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребёнок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Мы должны пробудить учебно-познавательные мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком круге явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета. Как известно, одной из основных задач начальной школы является создание таких условий для формирующейся личности, которые обеспечивали бы оптимальное развитие и удовлетворение потребностей в творчестве.
Таким образом, не менее актуальным вопросом в системе развития творческих способностей учащихся является выбор методов, форм и средств, повышающих эффективность процесса обучения. По нашему мнению увеличению результативности данного процесса способствуют средства математики.
Исходя из вышесказанного, появилась необходимость выявления уровня развития творческих процессов: воображения, мышления, памяти.
Для выявления уровня состояния проблемы нами было проведено исследование на базе МБОУ – Петровской СОШ.
Исследование проводилось во 2 классах:
2 класс « А» – контрольный,
2 класс « В» – экспериментальный.
Хотелось бы дать характеристику классов.
Во 2 « А» классе обучается 12 человек, из них 4мальчика и 8 девочек. Для 8 учащихся характерен высокий уровень познавательного интереса, для 3 учащихся средний уровень, для 1 учащихся низкий уровень. Анализ успеваемости и качества знаний показал, что в классе 7 человек успевает на 4 и 5, качественная успеваемость составляет 58%, количественная успеваемость 100%. Все ребята в классе активно принимают участие в общешкольных и классных мероприятиях.
Во 2 « Б» классе обучается 11 человек, из них 7 мальчиков и 4 девочки. Для 6 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 4 учащихся средний, для 1 – низкий.
Анализ успеваемости качества знаний учащихся показал, что в классе 6 человек успевают на 4 и 5, что составляет 55% качественной успеваемости, количественная успеваемость составляет – 100%.
Большинство ребят класса являются участниками общешкольных и классных мероприятий.
Исследование проводилось в 3 этапа:
констатирующий эксперимент;
формирующий эксперимент;
контрольный эксперимент.
Цель исследования: выявить уровень состояния проблемы творческих способностей младших школьников средствами математики.
На констатирующем эксперименте нами использовались такие методы исследования как тестирование, анкетирование, беседа.
Уровень творческих способностей мы выявляли по следующим критериям и уровням:
- воображение;
- мышление;
- память.
Таблица 1- Критерии и уровни творческих процессов
Критерии |
Уровни | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
ВООБРАЖЕ-НИЕ |
Высокая скорость процессов воображения. Необычность, оригинальность образов. Богатство фантазии. Глубина и проработанность (детализирован-ность образов. Впечатлитель-ность, эмоциональность образов. |
Средняя скорость процессов воображения. Необычность образов. Богатство фантазии. Глубина образов. Впечатлительность, эмоциональность образов. |
Низкая скорость процессов воображения. Отсутствует необычность, оригинальность образов, проработанность образов, впечатлитель-ность и эмоциональность |
МЫШЛЕ-НИЕ |
Формирование абстрактно-логического мышления, развитие теоретического мышления |
Доминирование наглядно-образного мышления |
Наглядно-действенное мышление |
ПАМЯТЬ |
Развитие произвольной памяти, развита механическая, улучшение всех видов памяти: словесно-логическая память. |
Хорошо развита механическая память. |
Слабо развита механическая память, запоминание и воспроизведение не приобрели произвольный характер. |
Прочее о педагогике:
Основные причины появления трудных детей и подростков
Отечественные психологи
и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются.
Но действуют они не прямо, а чер ...
Эпоха, культура, человек – предмет педагогического
исследования
Обновление российского образования проходит под знаком гуманизации. Естественно, что содержание образования нуждается в соответствующем корректировании. Оно осуществляется различными путями – увеличением объема гуманитарных знаний, включением в планы профессиональных колледжей программ новых дисцип ...
Познавательные задачи, способствующие развитию
творческого мышления на уроках окружающего мира
Школьная реформа со всей остротой поставила перед школой задачу о необходимости развития индивидуальных способностей учащихся, создание благоприятных условий для формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, уметь пользоваться на п ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.