На констатирующем эксперименте с учащимися контрольного и экспериментального классов проводилось анкетирование. Анкета содержала в себе 12 вопросов. Вопросы анкеты построены таким образом, что на них нужно дать свой ответ (в соответствии с Приложением Е). На вопрос: «Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя?» 58 % учащихся ответили « Да»; 25% « Иногда»; 17% « Нет». На вопрос: « Какие фигурки вы любите больше всего рисовать на листе бумаги?». 50% ответили « Фантастические, необыкновенные»; 33% ответили «Геометрические»; 17% ответили « Разные».
На констатирующем эксперименте проводилась беседа, она проходила в форме диалога. Здесь задавались вопросы, на которые учащиеся высказывали своё мнение.
На вопрос « Что такое творчество?», Кристина Б. ответила: «Творчество от слова « творить чудеса». Лиза Т. ответила: «Творчество- это когда люди что-то фантазируют и выдумывают, но только хорошее». Таня К ответила:
« Творчество – это когда человек придумывает что-то свое, не похожее на других». На вопрос: «Какого человека можно назвать творческим?». Даша С. ответила: « Нашу учительницу». Алена Ж. «Творческий тот человек, который в своей жизни создает что-то оригинальное, необычное». На вопрос: «Расскажите, какие творческие дела вы делали в своей жизни?». Гриша Х. ответил « Творческий проект « Мое любимое число». Костя К. « На уроке математики я нарисовал свой парк для Винни – Пуха». Дима С. « А я нарисовал семейку человечков, сделанных из геометрических фигурок».
На констатирующем этапе проводилось тестирование. Использовались тесты для оценки воображения, мышления, памяти. ( Методика « Вербальная фантазия» для оценки воображения ( в соответствии с Приложением З).Методика определения гибкости мышления ( в соответствии с приложением И). Методика определения оперативной памяти.
На основе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:
По первому критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:
20% - учащихся обладают высоким уровнем воображения
55% - средним уровнем воображения
25% - низким уровнем воображения
У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:
25%- имеют высокий уровень воображения
58%- средний уровень воображения
17%- низкий уровень воображения
По второму критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдаются следующие показатели:
20%- учащиеся обладают высоким уровнем мышления
60%- средним уровнем мышления
20%-низким уровнем мышления
У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:
30%- учащиеся обладают высоким уровнем мышления
65%-средним уровнем мышления
5%-низким уровнем мышления
По третьему критерию: у учащихся экспериментального класса наблюдается следующие показатели:
30%- учащиеся обладают высоким уровнем сформированности памяти
50%- обладают средним уровнем сформированности памяти
20%- низким уровнем сформированности памяти
У учащихся контрольного класса наблюдаются следующие показатели:
30%- учащихся обладают высоким уровнем сформированности памяти
55%- средним уровнем сформированности памяти
15%-низким уровнем сформированности памяти
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального и контрольного классов средний уровень сформированности творческих способностей.
Вывод: Констатирующий эксперимент показал, что:
-оба класса работают по разной программе;
-классы примерно равны по возрастным показателям;
-интерес у классов на уроках математики не высок;
-уровни сформированности умений и навыков разные (экспериментальный класс немного отстает от контрольного класса).
На этой основе сделан следующий вывод, что необходима работа, направленная на развитие творческих способностей учащихся.
Таблица 2 – Уровни развития творческих способностей младших школьников до эксперимента (в %)
Критерии |
Уровни |
Эксперимен тальный класс |
Контрольный класс |
До эксперим. |
До эксперим. | ||
Воображение |
высокий |
20 |
25 |
средний |
55 |
58 | |
низкий |
25 |
17 | |
Мышление |
высокий |
20 |
30 |
средний |
60 |
65 | |
низкий |
20 |
5 | |
Память |
высокий |
30 |
30 |
средний |
50 |
55 | |
низкий |
20 |
15 |
Прочее о педагогике:
Описание проведенных проверочных занятий
Класс был разбит на две группы, и с каждой группой занятие проходило отдельно. Ход занятия в обеих группах во многом совпадал. 1. В начале урока детям напомнили о том, что ранее на факультативе они решали задание, где нужно было показать следующее: “Сумма двух треугольных чисел равна гетеромекному ...
Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного
процесса
Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие". Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том ...
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Способствовать совместным играм детей и родителей в домашних условиях. Предшествующая работа. Ежедневные режимные моменты в детском саду, дидактические игры с куклой, проведение ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.