Образование сегодня » Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды" » Эпоха, культура, человек – предмет педагогического исследования

Эпоха, культура, человек – предмет педагогического исследования

Страница 1

Обновление российского образования проходит под знаком гуманизации. Естественно, что содержание образования нуждается в соответствующем корректировании. Оно осуществляется различными путями – увеличением объема гуманитарных знаний, включением в планы профессиональных колледжей программ новых дисциплин о человеке, а также, что наиболее важно, ориентированием обладающих отлаженными методиками обучения традиционных курсов на решение указанных проблем. Возможность такого ориентирования потенциально заложено во всех дисциплинах, поскольку их исконное деление на технические и гуманитарные условно.

На рубеже ХХ – ХХI веков специализация в профессиональном образовании неизбежно. Она ожидает в будущем каждого студента. Поэтому предпочтительно в профессиональном колледже создать у детей целостное представление о мире, в котором существует человек. Мир несет в себе импульсы, оставленные в прошлом, и в настоящем творит будущее. Задача профессионального колледжа – раскрыть своим студентам эту связь. Фундаментом, на котором вырастает вся система профессиональных знаний и, соответственно, учебных дисциплин, является культура.

Как известно, общественные изменения совершаются под воздействием тех или иных идей и философских воззрений. Закономерно, что изменение в профессиональных курсах начались прежде всего с дисциплин, наиболее близко стоящих к гуманистическим, философским проблемам, - истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры.

Новый взгляд на историю дает возможность педагогу руководствоваться в своей практике на равных основаниях двумя подходами: формационным, традиционно – существующим со времен советской школы культурологическим. Который требует несколько иного ракурса при рассмотрении фактов мировой истории, когда главным объектом изучения становится общественная экономика, не классы общества, не близкие народные массы, а человек эпохи, границы которой подвижны и определяются хронологией преобладания тех или иных идей, идеалов, воззрений на мир, то есть – духовным потенциалом.

При подходе к истории и другим гуманитарным дисциплинам с этих позиций становится очевидным, что социальное развитие обусловлено культурой. В таком случае равноценным явлением культуры наряду с религией, правом, наукой, искусством, этическими нормами, бытовыми традициями, этикетом становятся экономические отношения. Экономика иногда не только управляет духовной жизнью общества и его идеологией, но и сама зависит от них. Место экономики в культуре может быть различным. В этой системе взаимоотношений человек «встраивается» в какой – то мере во все сферы культуры и тем самым обретает в ней свое место и статус. В некоторой эпохе (древние цивилизации, античность, средневековье) для человека задача самоиндетификация была проста, ее решение давалось религиозными и юридическими установками. В других (эпохи Возрождения, барокко, романтизма, буржуазной культуры) человек искал себя методом проб и ошибок. И в том и другом случае культурой осваивались ключевые образы – маски (например, государя, священнослужителя, ремесленника, земледельца), содержащие в себе духовные и этические ценности. Эти образы известны в мировой культуре благодаря документальным фактам, произведениям изобразительного искусства и литературы.

Образ – маска небезлика. Она выделяет одну из лиц многообразного времени. При рассмотрении типичного в тех или иных образах – масках нас интересует и отступлении от культурных норм эпохи, и индивидуализации характера. Таким образом, культурологический подход к дисциплинам профессионального обучения ориентирует на практику проникновения в человеческие ценности и нормы взаимоотношений, по сути, гуманитариям.

Человек формируется временем, но и сам формирует его. Любая культура развивается в двух направлениях – сохранения традиций и их обновления. Согласно взглядам Ю.М. Лотмана, культуры могут плавно перетекать одна в другую, незаметно изменяя ценностные приоритеты, вынося на периферию культуротворческих процессов то, что некогда было их основной движущей силой. А в каких - то изменение культурных традиций сопровождается взрывом, когда все предыдущее опровергается в угоду новым идеалам и новым, но зародившимся в недрах прежней культуры образам – маскам. Как из мира античных сибаритов, философствующих о материальных началах природы могли явиться монахи – аскеты первых веков христианства? Как образ «царя – батюшки» вытеснили образом «царя – плотника», монарха - просветителя, умного политика и дипломата? Как образ дородного, степенного боярина трансформировался в образ галантного, утонченного кавалера в пудре, в кружевах и мушке? В этих вопросах отражена одна из культурологических проблем: освоение культурного пространства каждым субъектом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Историография и современное состояние проблемы
Сегодня, решая проблему воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека, мы утверждаем, что сформировать такую личность может творческая, мыслящая и как непременное условие – гуманная школа, стремящаяся сделать обучение развивающим, личностно – ориентированным. Личностно-ориентиров ...

Анализ опыта применения способов введения и закрепления лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку
Рассмотрим введение и закрепление новой лексике на примере прохождения темы “Shopping” по УМК New Opportunities Russian Edition Elementary седьмым «А» классом гимназии №117. При семантизации новых лексических единиц использовались дефиниции, например: window shopping is when you go to a shop and bu ...

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на поезде за покупками»
Цель: 1. формируем интерес к сюжетно-ролевым играм; 2. учим выполнять несколько функций (ролей), в одной игре; 3. научить детей действовать сообща с товарищами, принимать одно решение; 4. учить переносить жизненные ситуации в игровую деятельность, понимать взаимосвязь жизнь-игра; 5. воспитывать дру ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru