Образование сегодня » Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды" » Эпоха, культура, человек – предмет педагогического исследования

Эпоха, культура, человек – предмет педагогического исследования

Страница 4

Формулировки вопросов могут быть проще и сложнее в зависимости от возраста студентов и степени их готовности к диалогу. Главное в нем – поступательная динамика проникновения в культурологический материал: от знакомства с понятием или фактом к его активному использованию, а затем и к творческому осмыслению в контексте культурной преемственности. Ведь решая педагогическую задачу культурной трансляции, мы должны помнить, что испытанные эмоции, полученные знания и опыт важны для студентов сегодня, пригодятся им в будущем, помогут сформировать стиль их мышления и деятельности.

Как донести до сознания современного человека, что опыт ушедших поколений актуален и сегодня? Это для педагогической рефлексии вопрос тонкий. Здесь одинаково неуместны и даже вредны как поверхность и ориентация на представления, бытующие в массовой культуре, так и мелочный энциклопедизм, игра в эрудицию без общих мировоззренческих основ.

Сегодня о костюме говорят как о явлении, с одной стороны, исключительно связанном с модой, жизнью истеблишмента, а с другой – как области тотального самовыражения человека. Такой взгляд на современный костюм не может быть перенесен на костюм исторический при рассмотрении изучаемой темы в аспекте преемственности. Исторический костюм в отличие от современного связан с религиозными представлениями, многовековой обрядовой традиции включен в жесткую семантику установлений эпохи (возрастную, сословную, конфессиональную, полоролевую и пр.). Кроме того, само явление моды долгие столетия существовало на периферии материальной культуры (в частности, культуры одежды).

Мода – явление, понимаемое значительно шире, чем просто следование минутным вкусам. В настоящее время она является технологией влияния субъектов рынка на общество.

О моде в одежде как о выраженном социальном и психологическом феномене можно говорить лишь, начиная с эпохи позднего европейского средневековья. В полной же мере индустрия моды стала развиваться с конца ХVII в.

Следует отметить, что понимание личности как философской категории утвердилось сравнительно недавно – в эпоху европейского Возрождения. Соответственно, и индивидуальный вкус, образ и манеру человека, выбор им характера поведения долгое время подчинялись культурным стереотипам. Они задавались той социальной или конфессиональной группой, к которой человек сам себя относил. Интересно, что в литературе прошлого – от античности до эпохи романтизма – часто встречаются сюжет с переодеванием, который меняет и облик, и поведение человека настолько, что он остается не узнанным: костюм «делает героя». Вспомним сюжет уже из русской литературы ХХ века – рассказ Тэффи «Жизнь и воротник», в котором судьбу женщины меняет всего лишь незначительная деталь ее туалета.

Выше сказанное определяет логику изучения костюма: от существенного в самих основах бытия (вечного) к значимому во времени (историческому) и, затем, вызванному модой (переходящему, суетному) [41.С.57]. В этом контексте как (вечное) может быть рассмотрено, например, такое явление, как рубаха. Она содержит в себе символы земледельческой культуры, брачного и родильного обрядов. Внешний вид и символическое значение этой одежды помогают проследить процесс ее трансформации от античных хитона и туники к средневековой долматике, затем к рубахе русского крестьянина, а далее – к сорочке и нашей современной рубашке. Как «историческая» можно рассмотреть характерный для разного времени облик накладных одежд. В них как отличительные черты сословий, военных противников, чинов в той или иной иерархии были важны ткань, и ее цвет, покрой и отделка, длина и направление застежки. Вообще (историческая) составляет некая система ценностей, закрепленной в культурной практике в течение уже долгого времени. Наконец, «переходящее» можно трактовать как особую характеристику эпохи, выявляемую через детали, которые подчеркивают и типичность, и уникальность образа.

В литературе и изобразительном искусстве нет более иронической и язвительной характеристики персонажа, чем старомодность его облика (неумение человека почувствовать влияния времени в одежде и определить, когда бывшая совсем недавно модной ее деталь становится смешной). Конечно, здесь важно осознать, что модная, то есть «суетная», - явление, присущее поздним культурам (барокко, романтизму, буржуазной эпохе).

Логика изучения костюма как явление культуры приводит к феномену исторической психологии: люди разных эпох по – разному воспринимают окружающий мир и рисуют отличные друг от друга картины в своем сознании. Для создания человека ушедших эпох были характерны большая нормативность, прямое следование общественно – религиозным установкам, дуалистичность мышления, выраженная в категориях «хаос – космос», «добро – зло», «праведность – греховодность», «свет – тьма», «разум – глупость», «цивилизация – варварство» и т.д. Эти категории материализовались непосредственно в жизненной практике, в том числе и костюме (обереги, сакральные знаки и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Беременность в подростковом и юношеском возрасте
Беременность в подростковом и юношеском возрасте — это серьезная проблема национального здравоохранения. Данные исследования ВОЗ, показали, что в России рост числа рождений среди юных женщин (15-19 лет) наблюдался уже с начала 70-х годов. Более полная информация по численности рождений у молодых ма ...

Сущность понятия качества образования
В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социаль ...

Эмпирическое изучение влияния восприятия преподавателя студентами на характер взаимодействия в образовательном процессе
Исходя из научной проблемы, целей и задач исследования, мы определили экспериментальную базу и разработали программу констатирующего эксперимента. Составляя программу исследования, мы исходили из необходимости выявления особенностей взаимосвязи восприятия преподавателя студентами и показателей прод ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru