Образование сегодня » Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды" » Эпоха, культура, человек – предмет педагогического исследования

Эпоха, культура, человек – предмет педагогического исследования

Страница 2

Педагогические аспекты данной проблемы вызывает у нас особый интерес, когда мы начинаем рассматривать воспитание и образование ребенка как передачу ему культурных традиций. Отбор содержания образования, его интерпретация зависят от педагога, Определяются тем, как сам педагог понимает человека, культуру, какой образ мира стремиться нарисовать перед растущим поколением. Сегодня представляется актуальным увидеть мир не только как вереницу воин и культурных взрывов, важно оценить и закономерную преемственность образов минувших эпох в мировом процессе культуротворчества.

Современное профессиональное образование моделируется как школа диалога с прошлым, настоящим и будущим через культурную преемственность, через понимание языка времени на его образном, эмоциональном уровне. Полагаем, будет интересно освещать факты и явления культур разного времени в их полярности и сложности взаимоотношений. Однако при этом нужно избегать критических оценок прошлого, не следует так – же преподносить забытое сегодня как показатель отставания ушедших эпох от нашего времени. Культурологический подход к изучению мира не допускает упрощенности и в толковании процесса. Как показывает истории ХХ века, человечество не преумножила позитивных ценностей, не избежало зла и пророков. Важно, что при изучении культуры мы можем почувствовать и постичь, как все эпохи совершают свой путь по схожим кругам и иллюзий, искушений, пророчеств, открытий, славы, падений и каждое историческое поколение снова решает вечную задачу бытия. Этот путь проходит и общество, и отдельный человек, судьбою связанный со своим временем.

Воссоздать образ человека прошлого – для педагога труд непростой. Делается это, как правило, на основе исторических фактов, иконографии, сведений из письменных источников и художественной литературы. Однако, образ будет не полным, плоским и тусклым, если не опираться в такой работе на знания о символике, традициях и об эстетике костюма.

Костюм – явление культуры, тесно связанное с ее духовными, эстетическими, социальными особенностями. Поэтому, через знакомство с костюмом ушедшей эпохи вполне возможно «материализовать» образ человека того времени и, сопоставив его с нами сегодняшними, выявить специфику иной системы мышления, иной картины мира. Ценность этой реконструкции заключается в том, что понимание прошлого через духовный мир человека поможет формированию на мировую культуру в общем и на отечественную в частности более целостного взгляда, так необходимого сейчас профессиональному образованию.

Изучение костюма – интеграция в своих основах задача: его исследуют и этнографы, и искусствоведы, и историки, и культурологи. Насущна эта проблема также и для филологов, так как реалии материальной культуры того или иного времени помогают проникнуть в семантику литературных текстов.

Таким образом, тему костюма, ограниченно входящую в систему различных научных дисциплин, переосмыслив, с полным правом можно включить в пространство педагогики уже в контексте дисциплин учебных. Знания о костюме в культурологическом, этнографическом, историческом аспектах – мощный импульс к аналитической, исследовательской, творческой деятельности студента.

Однако отметим, что рассмотрение костюма как культурного явления зачастую составляет проблему, однозначно не разрешаемую. Это, как правило, случается, когда мы изучаем исторический период, относящийся к глубокой древности, и нам доступны лишь те или иные варианты реконструкции костюма. Разрабатываются соответствующие педагогические проекты и программы планирования, надо так же учесть, что знания о костюме постоянно пополняются и обновляются, что многое в них носит дискуссионный характер.

Педагогу, решившему включить изучение костюма в свою практику, следует концептуально обосновать необходимость такого шага. Затем, отобрав, согласно с ведущей идеей своего курса или предметного цикла, необходимый материал, определить и уточнить объем нужной информации. Главное же – соотнести предлагаемый теоретический материал с деятельностью учащихся на уроке и во внеклассной работе. Очевидно, что культурологическое изучение образа человека прошлого имеет свою специфику и потребует от студентов определенного уровня знаний по базовым дисциплинам – литературе, истории, изобразительному искусству. Рассмотрение костюма лекционно – «форсированно» - может вызвать у студентов скорее нежелательную реакцию отторжения полученной информации. А опора на более ранний опыт ребят на творческое осмысление ими новой информации в процессе игры, театрализованного действия, аналитической работы с репродукциями способствует естественному и плодотворному знакомству с предложенным материалом. Отметим и важность использования на занятиях сведений о жизни студентов в другие исторические периоды. Наблюдения изменений в статусе и облике будет интересен студентам. Таким образом, положительным результатом деятельности студентов будет не только его информированность в еще одном ряду понятий и определений, но и применение их на занятиях по другим дисциплинам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся
Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность – на школу, семью и улицу и т.д. Социальная педаг ...

Возможности диагностики и коррекции психологической адаптации
На школьном старте у школьников могут возникнуть трудности с обучением, состоянием здоровья и налаживанием контактов с учителями или одноклассниками. Задача психолога – выявить учащихся, имеющих длительный период адаптации и тех, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительным ...

Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения
В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория разв ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru