Образование сегодня » Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды" » Эпоха, культура, человек – предмет педагогического исследования

Эпоха, культура, человек – предмет педагогического исследования

Страница 3

Следует учесть, что готовность к гуманитарной рефлексии свойственна не всем студентам. К тому же существует тенденция к ее занижению по мере взросления ребенка (с переходом от средней школы к профессиональной). Тем важнее использовать опыт по вовлечению студентов через игру, драматизацию и другую актуальную для студента деятельность в диалоге о формах бытового устройства, человеке, его культуре, идеалах. Педагогическая задача заключается в том, чтобы, во-первых, не упустить возрастные возможности студентов чувствовать, переживать, размышлять о жизни и человеческих судьбах, а во-вторых, поднять на новый, качественно более высокий уровень эту внутреннюю работу. Вокруг фактов и понятий, освященных педагогических и специальных изданий, преподавателю следует самому создать проблемное поле, вычленить смысловые единицы занятий и, драматизируя основные моменты, заострить внимание студентов на ключевых аспектах проблемы. Важно, чтобы эта работа протекала последовательно, с учетом возрастных особенностей студентов.

Педагогу необходимо так же понимать, что картина культуры, которую он создает на своих занятиях, должна носить частичный и обобщенный характер. Частичный, потому что в системе профессионального образования любая область знаний раскрывается в выделенной из многообразного и сложного целого доле, имеющий потенциал для дальнейшего пополнения и усложнения. А обобщенный потому, что гарантирует целостность и актуальность предложенного содержания образования. Кроме того, обобщенный характер знаний способствует отбору в каждую предметную область наиболее важной части, минуя тонкости и маловажные детали, требующих от студентов специальной подготовки.

Из выше изложенного следует, что уровень освоенности педагогами темы «Русский народный костюм», эффективность воздействия предлагаемого материала на студентов зависит не только от количества рассмотренных фактов и заученных терминов. Скорее, это зависит от того, как учитель интерпретирует содержание темы, владеет механизмами интеграции, умеет связать понятия и факты с актуальными для ребенка проблемами и деятельностью.

Рассмотрим несколько примеров различных по степени сложности вопросов к изучаемой теме. Заметим, что преподавателю в своей работе не следует использовать только простые вопросы. Нужно активизировать образное мышление студентов через систему вопросов, которые требуют знания народных традиций, погружения в историю и мифологию. Вопрос: «Как называется нижний головной убор женщины в традиционном русском костюме?» предполагает односложный ответ: «Повойник».

В данном варианте диалога ответ учащегося носит репродуктивный характер. Здесь задействованы память, внимание, способность к подражанию (если вопрос задавался раньше).

Вопрос: «Как на Руси, по народным представлениям, головной убор женщины мог защитить ее дом от беды?» сложнее по смыслу. В ответе могут быть использованы такие понятия, как «повойник», «сорока», «кика», «орнамент», «цвет» и так далее. Кроме того, в процессе диалога происходит осмысление слова «беда» (горе, увечье, бедность, позор, бездетность). Проблема, затронутая в вопросе, касается и семейных отношений, и личных переживаний человека, и этического поведения женщины.

Вопрос: «Почему в песни А.Е. Варламова «Красный сарафан» такое важное место отведено образам сарафана и расплетенной косы?» лучше задавать вопрос после прослушивания музыкального произведения. В нем содержится смысловая ориентация и на элементы традиционного свадебного костюма, и на образ свадьбы как смерти и возрождения в новом качестве. В процессе диалога педагог должен в поэтическом тексте рассматриваемого произведения выявить специфику создания художественного образа, заключающуюся в глубоком осмыслении автора взаимосвязи народной традиции и романтической культуры ХIХ века. Таким образом, педагог должен продемонстрировать студентам преемственность народных традиций как генетическую черту этого художественного направления.

Вопрос: «Имеет ли значение головной убор для создания образов Бобылихи и Снегурочки в спектакле (фильме, иллюстрации, эскизе костюма и т.д.)?» выводит студентов на творческое осмысление проблем костюма. В диалог необходимо включить дискуссию о возможных в языческой культуре традиционных формах головных уборах и обоснование собственной концепции поиска наиболее острого, художественно – выразительного воплощения аллегорической идеи (живописного, графического, пластического). Диалог следует закончить либо творчеством студентов, либо их поисковой работой с изобразительным материалом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Классификация неблагополучных семей
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Ка ...

Стратегии, опирающиеся на качественные изменения в содержании образования
Стратегия – индивидуализация обучения. В последнее время на уровне философии образования все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида. Как следствие можно рассматривать тенденцию постепенного отказа от унифика ...

Развитие эмоционального общения со взрослым детей раннего возраста
Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5–3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфных слов, вопрос установления контакта может стать проблематичным: часто только очень близкие люди м ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru