Формирование и развитие элементарных навыков письма и чтения является необходимой составной частью комплексной предшкольной подготовки детей. У дошкольников уже имеются некоторые представления об анализе и синтезе слов и графическом образе некоторых наиболее часто употребляемых букв русского языка. Эти знания приобретаются детьми, как правило, в учреждениях дошкольного образования, в семье и эмпирическим путём. Ядром обучения является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи устной и письменной речи; звука и буквы, слуховых, кинестетических, двигательных ощущений и их графическим выражением.
В одну из задач подготовки ребёнка к обучению в школе входит формирование определённого уровня речевого развития, в частности, правильного произношения и восприятия речи. В результате формируется готовность к звуковому анализу и синтезу речи, являющейся краеугольным камнем в обучении чтению и письму.
Показателями готовности к овладению элементарными навыками письма и чтения у детей с нормальным речевым развитием являются умения:
– сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче;
– произвольно и преднамеренно строить свои высказывания;
– выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи;
- осознанно оценивать выполнение вербальной задачи.
Система дошкольного образования включает в себя осознание явлений языка и речи, что предполагает двустороннюю связь между полноценным процессом развития речи и подготовкой к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Обучение осуществляется в несколько этапов:
I. Предварительный:
1. Знакомство с детьми.
2. Обследование в занимательной игровой форме знаний, умений, навыков по всем разделам Школы раннего развития.
II. Ключевой:
1. Усвоение гласных звуков и букв: А, У, О, Ы, Э, И в указанной последовательности. Усвоение чёткой артикуляции звуков.
Основной задачей является выделение гласного звука из состава слова. Основной единицей изучения – слог. Упражнения в слоговом анализе слов, составлении слоговой схемы слова с обозначением гласного звука значком-артикулемой. Понятия «гласный звук», «слог». Выделение ударного звука, ударного слога. Чтение сочетаний гласных букв.
2. Согласный звук «Й», буква «Й». Принципиальное отличие согласных и гласных звуков. Звуковой анализ сочетаний со звуком «Й».
3. Йотированные гласные буквы: Я, Ё, Ю, Е. Способ образования йотированных гласных. Сходство схематичных образов-артикулем А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. Различие понятий «звук», «буква». Слоговой анализ слов, составление слоговых схем слов с выделением гласных и обозначением их буквами на схеме слова. (Буквы Я, Ё, Ю, Е в словах находятся в положении начала слова, после гласных и «Ь»). Упражнения в чтении различных сочетаний гласных букв.
III. Тренировочный:
Изучение согласных букв в традиционном порядке, но в противопоставлении по твёрдости-мягкости: М – мь. Буква «ь», как показатель мягкости. Чтение букв, слоговых рядов со всеми гласными буквами, слов на основе изученных букв и предложений. Составление схем слов, предложений. Различные речевые упражнения, игры, ребусы на закрепление изучаемого материала.
IV. Контрольный:
Выполнение итоговой работы, включающей в игровой, занимательной для детей форме упражнения по ключевым разделам обучения.
В качестве индивидуального раздаточного материала широко применяются блоки слов, предложений, напечатанных контурными буквами. Вначале слова разделены на слоги. Детям предлагается читать и прописывать буквы внутри контура ручками или карандашами соответствующих цветов: гласные – красным, звонкие согласные – синим, глухие согласные – чёрным, мягкие согласные – зелёным в соответствии со слоговой таблицей.
Это способствует:
- профилактике зеркального письма;
- закреплению умений осуществлять выбор, сравнивать, сопоставлять;
- развитию навыка фонематического анализа слов;
- комплексному восприятию слога без перебора букв;
В результате обучения значительная часть детей способна:
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- различать понятия «гласная буква», «согласная буква», «слог» с опорой на цветовое восприятие слоговой таблицы;
- выделять ударный гласный звук;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез слова;
- списывать и писать слова различного слогового состава и предложения с применением всех усвоенных правил правописания.
- овладеть техникой чтения, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного [26].
Различение правильно и дефектно произнесенного звука
Прочее о педагогике:
Целевая программа развития профессиональной квалификации педагогических
работников как выражение заказа на перспективу развития учреждения
№ Мероприятия Сроки проведения Ответственные исполнители Ожидаемый результат или форма представления планируемых рез-тов Источник финансир-я 1. Изучение потребностей в повышении квалификации педагогических работников. 2002 Старший воспитатель Аналитический материал Бюджетные средства 2. Выявление т ...
Виды аппликационных работ
Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание панно, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещения, одежды, поделок и т.д. Данная класс ...
Проблемы детско-родительских отношений
Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируется такими факторами, как ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.