Примеры упражнений и игр:
1. Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками:
та-ка-па па-ка–та
ка-на-па га-ба-да
фа-ха-ка ма-на-ва
ба-да-га ка-ва-ха
и т.д.
Аналогично – с гласными у, о, ы;
2. Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):
па-ба та-да
по-бо ка-га
пу-бу фа-ва
са-за шу-жу
и т.д.
па-ба-па та-да-та ва-фа-ва
по-бо-по да-та-да фа-ва-фа
пу-бу-пу ка-га-ка са-за–са
пы-бы-пы га-ка-га зу-су-су
и т.д.
3. Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:
па-пя по-пё пу-пю пы–пи
ма-мя мо-мё му-мю мы-ми
ва-вя во-вё ву-вю вы-ви
та-тя то-тё ту-тю ты-ти
и т.д.
4. Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков:
па-тпа на-пна ка-фка фа–тфа
та-пта на-фна ка-тка ка-пка
та~фта ма-кма на-кна та-кта
и т.д.
Аналогично – с другими гласными звуками.
5. Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты тпа-тпо-тпу-тпы и т.д. тма-тмо-тму–тмы кна-кно-кну-кны фка-фко-фку-фкы пна-пно-пну–пны
6. Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:
пта-тпа пка-кпа фпа-пфа и т.д. кта-тка фка-кфа гда-дга фта–тфа хта-тха вба-бва
Игра “Телефон”. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су–су–со, па–па–са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
Игра “Какой отличается?”. Логопед произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.
Дифференциация звуков
Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти .
Примеры игр и упражнений:
“Угадай, кто (что) это был(о).” Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова – мычит м м-м, тигр – рычит р р р, пчела – жужжит ж ж ж). Педагог длительно (в усложненном варианте – кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.
“Какой звук лишний?”. Педагог называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем педагог называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далекими и близкими по акустическим характеристикам).
“Различай и повторяй”. Педагог предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:
“Повторяй за мной только звук с” – предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.
“Повторяй за мной только слоги со звуком с” – предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.
“Повторяй за мной только слова со звуком с” – предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.
“Озорные звуки”. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:
- Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).
- Русская красавица своей козою (косою) славится.
- На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.
- Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”
- Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью ему штанишки.
- Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая пушки (сушки).
- Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).
- Белокрылые хозяйки, над волной летают сайки (чайки).
Формирование фонематического анализа и синтеза
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
Прочее о педагогике:
Личность и её особенности в обучении
Человек – это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т. е способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек ...
Определение эффективности применения дидактических игр при формировании
лексических навыков
После проведения серии уроков формирующего эксперимента, мы перешли к стадии контрольного эксперимента, целью которого было определение эффективности проделанной работы: влияние применения игровых заданий на мотивационную сферу, и, как следствие, на уровень усвоения лексики. Для получения результат ...
Типы лекционных занятий
Лекция (от лат. lectio) - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для учреждений СПО, где на ее осн ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.