Образование сегодня » Использование игровых приёмов в процессе формирования навыков звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста » Развитие навыков звукового анализа слова у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие навыков звукового анализа слова у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Страница 3

Примеры упражнений и игр:

1. Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

та-ка-па па-ка–та

ка-на-па га-ба-да

фа-ха-ка ма-на-ва

ба-да-га ка-ва-ха

и т.д.

Аналогично – с гласными у, о, ы;

2. Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):

па-ба та-да

по-бо ка-га

пу-бу фа-ва

са-за шу-жу

и т.д.

па-ба-па та-да-та ва-фа-ва

по-бо-по да-та-да фа-ва-фа

пу-бу-пу ка-га-ка са-за–са

пы-бы-пы га-ка-га зу-су-су

и т.д.

3. Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:

па-пя по-пё пу-пю пы–пи

ма-мя мо-мё му-мю мы-ми

ва-вя во-вё ву-вю вы-ви

та-тя то-тё ту-тю ты-ти

и т.д.

4. Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков:

па-тпа на-пна ка-фка фа–тфа

та-пта на-фна ка-тка ка-пка

та~фта ма-кма на-кна та-кта

и т.д.

Аналогично – с другими гласными звуками.

5. Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты тпа-тпо-тпу-тпы и т.д. тма-тмо-тму–тмы кна-кно-кну-кны фка-фко-фку-фкы пна-пно-пну–пны

6. Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:

пта-тпа пка-кпа фпа-пфа и т.д. кта-тка фка-кфа гда-дга фта–тфа хта-тха вба-бва

Игра “Телефон”. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су–су–со, па–па–са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Игра “Какой отличается?”. Логопед произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

Дифференциация звуков

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти .

Примеры игр и упражнений:

“Угадай, кто (что) это был(о).” Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова – мычит м м-м, тигр – рычит р р р, пчела – жужжит ж ж ж). Педагог длительно (в усложненном варианте – кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

“Какой звук лишний?”. Педагог называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем педагог называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далекими и близкими по акустическим характеристикам).

“Различай и повторяй”. Педагог предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

“Повторяй за мной только звук с” – предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

“Повторяй за мной только слоги со звуком с” – предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.

“Повторяй за мной только слова со звуком с” – предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.

“Озорные звуки”. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:

- Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).

- Русская красавица своей козою (косою) славится.

- На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.

- Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

- Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью ему штанишки.

- Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая пушки (сушки).

- Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

- Белокрылые хозяйки, над волной летают сайки (чайки).

Формирование фонематического анализа и синтеза

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Личность и её особенности в обучении
Человек – это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т. е способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек ...

Определение эффективности применения дидактических игр при формировании лексических навыков
После проведения серии уроков формирующего эксперимента, мы перешли к стадии контрольного эксперимента, целью которого было определение эффективности проделанной работы: влияние применения игровых заданий на мотивационную сферу, и, как следствие, на уровень усвоения лексики. Для получения результат ...

Типы лекционных занятий
Лекция (от лат. lectio) - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для учреждений СПО, где на ее осн ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru