На протяжении работы по данному направлению у детей воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития у дошкольников слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи. Логопедическая работа ведется по трем направлениям:
1. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка.
2. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:
а) дефект произношения отличен от собственного;
б) дефект произношения аналогичен собственному.
3. Развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:
а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);
б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);
в) звуков во фразах.
Наряду с имитацией неправильного произношения педагог воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции педагога исключается .
В качестве примера приведем упражнения по развитию способности различения дефектного и нормативного произношения.
“Недовольный Саша”. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова:
1) Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
2) Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем.
3) Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.
Различение близких по звуковому составу слов
В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
Примеры используемых игр и упражнений:
“Незнайка запутался”. Педагог рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук. жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).
“Придумай слово”. Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза–коса, оса, лиса и т. д.).
“Лишнее слово”. Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
1) канава, канава, какао, канава;
2) утенок, котенок, утенок, утенок;
3) ком, ком, кот, ком;
4) минута, монета, минута, минута;
5) винт, винт, винт, бинт;
6) буфет, букет, буфет, буфет;
7) дудка, будка, будка, будка и т.д.
“Поэт”. Педагог читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
- Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные . (перина, подушка, рубашка).
- Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту . (тумбочку, дверь, книгу).
- От грязнули даже стол Поздним вечером . (сбежал, ушел, ускакал).
- Две сестрички, две лисички Отыскали где-то . (спички, щетку, ложку).
- Тебе кукла, а мне – мячик. Ты девочка, а я . (игрушка, медведь, мальчик).
Дифференциация слогов
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
Прочее о педагогике:
Телекоммуникационная система сопровождения образования как педагогическая
проблема
Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций. В России учебные компьютерные сети еще не развиты, и в настоящий момент российское образование делает первые шаги к учебному использованию компьютерной электронной почты – как сред ...
Методические рекомендации
проведения занятий по батику для детей среднего школьного возраста
Занятия по батику могут проводиться по данной методике во внеурочное время. Дети знакомятся с искусством батика, с его историей. Различные методы и приемы работы с батиком, позволяют детям развивать свое воображение и воплощать его при изготовлении изделий. На занятиях используются различные методы ...
Организация самостоятельной работы как самостоятельной познавательной
деятельности
От того, как определяется понятие «самостоятельная работа», зависят ее организация и проведение. Мы рассматриваем самостоятельную работу именно как самостоятельную познавательную деятельность, которая включает не только действия по выполнению упражнений различного типа, но и действия самостоятельно ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.