а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
г) слова без стечения согласных:
- односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
- двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
д) слова со стечением согласных:
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
- односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
- односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
- трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.) .
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек); на речевое проговаривание (при назывании слов); на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание [25].
В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:
1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).
2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).
3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).
4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.
5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.
Таким образом, из сказанного выше следует, что в одну из задач подготовки ребёнка к обучению в школе входит формирование определённого уровня речевого развития, в частности, правильного произношения и восприятия речи. В результате формируется готовность к звуковому анализу и синтезу речи, являющейся краеугольным камнем в обучении чтению и письму
Выделяются следующие направления в процессе работы по формированию звукобуквенного анализа: различение правильно и дефектно произнесенного звука, различение близких по звуковому составу слов, дифференциация слогов, дифференциация звуков, формирование фонематического анализа и синтеза. При этом вся работа строится на использовании игровых приемов, что облегчает процесс усвоения необходимой информации детьми дошкольного возраста.
Прочее о педагогике:
Возрастные особенности детей
восьмого класса
Поведение в подростковом возрасте – проявление конфликта между привычной зависимостью и желанием обособления. 7-8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Это может приводить к ухудшению дисциплины, особенно на посл ...
Экологическое образование школьников в курсе Глобальной географии
Применительно к школьному курсу географии экологические знания позволяют разъяснить структуру и ценность природы, ее хозяйственное и жизненное значение для человека. На основе усвоенных экологических знаний формируется убеждение в необходимости бережного отношения к окружающей географической среде ...
Определение эффективности применения дидактических игр при формировании
лексических навыков
После проведения серии уроков формирующего эксперимента, мы перешли к стадии контрольного эксперимента, целью которого было определение эффективности проделанной работы: влияние применения игровых заданий на мотивационную сферу, и, как следствие, на уровень усвоения лексики. Для получения результат ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.