а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
г) слова без стечения согласных:
- односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
- двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
д) слова со стечением согласных:
- двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);
- односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);
- односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);
- двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);
- трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.) .
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек); на речевое проговаривание (при назывании слов); на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание [25].
В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:
1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).
2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).
3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).
4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.
5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).
6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.
Таким образом, из сказанного выше следует, что в одну из задач подготовки ребёнка к обучению в школе входит формирование определённого уровня речевого развития, в частности, правильного произношения и восприятия речи. В результате формируется готовность к звуковому анализу и синтезу речи, являющейся краеугольным камнем в обучении чтению и письму
Выделяются следующие направления в процессе работы по формированию звукобуквенного анализа: различение правильно и дефектно произнесенного звука, различение близких по звуковому составу слов, дифференциация слогов, дифференциация звуков, формирование фонематического анализа и синтеза. При этом вся работа строится на использовании игровых приемов, что облегчает процесс усвоения необходимой информации детьми дошкольного возраста.
Прочее о педагогике:
Особенности формирования мотивационной готовности у детей задержкой
психического развития старшего дошкольного детства
Первые исследования мотивационно-потребностной сферы детей с ЗПР были в связи с изучением причин школьной неуспеваемости младших школьников и необходимостью выработки психолого-педагогических подходов к ее преодолению (Н.А.Менчинская, И.Ю.Кулагина, Т.Д.Пускаева и др.) Изучалась система побудителей ...
Буддизм
Человек, следующий Дхарме, похож на человека, вошедшего с огнём в тёмную комнату. Тьма перед ним расступится, и его окружит свет. Из наставлений Будды Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённы ...
Понятие о мультикультуре
В педагогической литературе также часто употребляется термин «поликультурный» в основном как синоним слова «мультикультурный». Однако Н.Л. Селиванова полагает, что существуют некоторые смысловые различия этих терминов, которые следует учитывать при их использовании. Слово «поликультурный» характери ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.