Образование сегодня » Исследование влияния детско-родительских отношений на развитие девиантного поведения подростков » Девиантное поведение подростков: сущность и причины

Девиантное поведение подростков: сущность и причины

Страница 1

Девиантное поведение характеризуется отклонением от принятых в обществе, социально одобряемых, устоявшихся и наиболее распространённых норм поведения. У детей девиантным называют такое поведение, которое полностью противоречит принятым в обществе нормам.

Девиантное поведение подростков представляет целый комплекс аутоагрессивных (например, суицид), антисоциальных, делинквентных, антидисциплинарных и противоправных поступков. Также если подросток уходит с головой в изучение одного какого-то предмета или в собственное творчество – его поведение тоже подходит под определение девиантного. Но в подобном случае поведение детей иногда может быть связано с акцентуацией характера или с психопатией.

Девиантное поведение чаще всего проявляется у подростков: кто-то замыкается, другой слишком агрессивен, а третий пытается привлечь к себе внимание.

Причины девиантного поведения подростков

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Известно, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. То есть те факторы, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

* генетические, которые передаются по наследству (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы и т.д.); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

* психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

* физиологические, включающие в себя дефекты, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы - наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями .

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Тема «Использование компьютерного моделирования при обучении учащихся решению планиметрических задач»
Большое поле деятельности для использования компьютерного моделирования в школе представляет курс геометрии старших классов, который даёт возможность учащимся научиться моделировать реальные объекты с помощью геометрических форм и манипулировать ими в соответствии с условиями задачи. Выполняя чертё ...

Педагогические технологии активизации обучения: общая характеристика, особенности
Термин «педагогическая технология» достаточно основательно закрепился в профессиональном сознании педагогов конца XX - начала XXI века. Можно уверенно говорить о том, что современные педагоги ведут профессиональные диалоги «на языке» педагогических технологий. На наш взгляд, для осмысления сущности ...

Основные проблемы школьного самоуправления
В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детск ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru