Основной формой реализации задач музыкального воспитания выступают занятия. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед творческое развитие ребенка, реализовать потенциальные возможности детей в музыкальной деятельности.
Нами была разработана система музыкальных занятий, направленных на развитие разных видов музыкальной деятельности с использованием дидактических и музыкальных игр.
Занятие №1
«Марш» Е. Тиличеевой, «Мы идем» Р. Русгпамова — вспомнить знакомые упражнения: ритмично ходить и подпрыгивать. Музыкальный руководитель предлагает детям пройти по комнате друг за другом и говорит: «Послушайте, что теперь надо делать под музыку». Исполняется «Мы идем» Р. Рустамова. Дети вспоминают упражнение. Если они не скажут, какие движения надо выполнять, педагог говорит: «Походим и попрыгаем». Наблюдает, насколько точно дети изменяют движение в связи с музыкой.
«Осенняя песенка» Ан. Александрова — слушать новую песню спокойного характера. Педагог показывает детям осенние листья, спрашивает, какого они цвета, раздает их и предлагает послушать песенку. Затем спрашивает, о чем в ней поется, и объясняет: «Дети гуляли в садике и собрали букет из осенних листьев. Давайте мы тоже соберем листья в букет». Дети передают листья воспитателю, он ставит их в вазу. Песня исполняется еще раз.
«Да-да-да» Е. Тиличеевой — повторить знакомую песню. Педагог исполняет музыкальное сопровождение песни, предлагает ее вспомнить, отмечает активно поющих детей.
«Ладушки» (русская народная мелодия, обработка Г. Фрида) — познакомиться с новой песней. Музыкальный руководитель исполняет песню. Затем поет ее без сопровождения, передавая ласковый характер песни, показывает соответствующие движения (легкие хлопки, кладет руки на голову, помахивает ими). Песня исполняется еще раз, педагог предлагает детям повторить движения и спеть окончание фразы «да».
«Подружились» Т. Вилькорейской— осваивать движения новой пляски. Взрослые показывают движения пляски. Воспитатель помогает детям встать в пары спиной друг к другу. Движения пляски разучиваются по указанию педагога или по показу воспитателя.
Занятие №2
«Кто хочет, побегать?» (литовская народная мелодия, обработка Л. Вшикаревой) — осваивать легкий, ритмичный бег под музыку. После, вводной ходьбы педагог играет музыку для бега, отмечает, кто из детей почувствовал изменение в характере музыки и начал двигаться. Затем предлагает всем побегать.
«Осенняя песенка» Ан. Александрова — вспомнить содержание песни, сказать, о чем в ней поется. Музыкальный руководитель показывает детям две картинки с изображением букета цветов и осенних листьев и говорит, что сейчас они услышат песенку, а затем покажут соответствующую картинку. Исполняется песня. Педагог вызывает желающих выбрать картинку. Ребенок показывает ее и говорит, о чем поется з песне. Если он затрудняется сказать, педагог помогает ему вопросами. Затем детям раздают осенние листья, они еще раз слушают песню, легко помахивая листьями, по окончании песни собирают их в букет.
«Ладушки» (русская народная песня, обработка Г. Фрида) — осваивать мелодию, учиться петь напевно, протяжно. Педагог исполняет песню с музыкальным сопровождением, затем без него разучивает с детьми мелодию; подчеркивая напевность, протяжность звучания. Дети сопровождают пение соответствующими движениями.
«Кошка» Ан. Александрова — исполнять знакомую песню. Му-зыкальный руководитель показывает детям игрушки (собачку, кошку, птичку) и спрашивает, про кого дети знают песенку. Дети называют. Педагог говорит, что кошечка хочет, чтобы про нее спели песню. Дети поют.
«Подружились» Т. Вилькорейской. — активно осваивать движения пляски. Педагог напоминает детям музыку пляски, предлагает встать парами и напоминает движения. Дети исполняют пляску. Воспитатель помогает им.
Занятие №3
«Кто хочет побегать?» (литовская народная мелодия, обработка Л. Вишкарева) — осваивать легкий, ритмичный бег, начинать и заканчивать его с началом и окончанием музыки, бегать в одном направлении стайкой, не наталкиваясь друг на друга. Педагог напоминает детям музыку и спрашивает, какие движения надо выполнять под нее. Дети отвечают и с началом музыки бегут стайкой. Воспитатель следит, чтобы дети точно с окончанием музыки остановились. Упражнение повторяется 2—3 раза. Затем дети спокойно шагают по комнате.
«Осенняя песенка» Ан. Александрова — повторно слушать песню спокойного характера. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать и вспомнить, о чем поется в песне. Исполняется музыкальное сопровождение. Опрашивают 2—3 детей. Затрудняющимся ответить педагог напоминает первую фразу песни.
«Ладушки» (русская народная мелодия, обработка Г. Фрида) -правильно исполнять мелодию песни. Исполнив песню в сопровождении движений, музыкальный руководитель вновь поет песню, подчеркивая протяжность исполнения более долгих звуков, побуждая детей к подпеванию. После двух-трехкратного повторения песня исполняется с музыкальным сопровождением и соответствующими движениями, которые показывает воспитатель.
Прочее о педагогике:
Диагностика психолого-педагогической поддержки младших школьников, обучающихся на дому в МОУ Покровская
СОШ №2 Хангаласского улуса РС
Изучив научную, психолого-педагогическую и методическую литературу и передовой педагогический опыт по данной проблеме, выделив особенности личностного развития младших школьников, обучающихся на дому и определив направления работы с детьми данной категории нами была поставлена цель: организовать си ...
Ощущение и восприятие как физиологическая основа сенсорного развития
Сенсорное развитие - это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. Ощущение - это психический процесс, начинающий развиваться сразу после рождения ребенка. Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких, как тепло и холод, твердость ...
Методы стимулирования в педагогической работе. Педагогический опытМакаренко А.С
Методы стимулирования деятельности: стимулировать - побуждать. Стимулирование применяется для подкрепления и усиления воздействия на школьника различных факторов. Методы: соревнование - стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству и самоутверждению личности. Вовлекая учащихся в борь ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.