Реформы в области образования, которые происходят в нашей стране, вызвали потребность в изменении методики преподавания. В условиях реализации национальной программы по подготовке кадров невозможно представить себе учебный процесс без использования интерактивных методов обучения
Термин «метода» в русском языке насчитывает очень много лет. Методов обучения насчитывается несколько десятков. И несмотря на большую историю развития этого термина и на многообразие самих методов, в данный момент еще не сложилось единой, общепризнанной теории методов обучения. Что же такое метод обучения? На этот вопрос педагогика не даст однозначного ответа.
Так что же собой представляет метод обучения? В литературе существуют различные подходы к определению данного понятия: это способ деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов работы, путь по которому учитель ведет учащихся от незнания к знаниям, система действия учителя и учащихся.
Метод – это правило действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия.
В начале 30 годов 20 века о методе обучения судили по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает . беседует, то и методы получают название рассказ. Беседа. При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. Главная мысль заключается в методе, как педагогическом термине – это указание к педагогически целесообразному действию, предписание как действовать.
Самый высокий уровень самоуправления достигается в зрелом возрасте, где знания апробированы жизнью, сама личность достигла наивысшего уровня развития всех сил и способностей и испытана во всех отношениях.
Понятие «личность » и «индивидуальность» с точки зрения психологии не совпадают. Периодически возникают вопросы, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей. С другой точки зрения понятие индивидуальность рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации. Понятие «личность» включает в себя, прежде всего качества человека. Появляющееся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.
В настоящее время выделяют в методах две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя, отражает то, каким способом действует учитель, а
внутренняя – то, какими правилами он руководствуется.
Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогического взаимодействия учителя и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, воспитания и развития.
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют большую характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:
- по источникам передачи и характеру восприятия информации
- по характеру взаимной деятельности учащихся и учителя
- по основным компонентам деятельности учителя
- по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащихся
Различные точки зрения на проблему классификации методов отражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более точно отражается целостный подход к характеристике их сущности.
Понятие «интеракция» возникло впервые в социологии и социальной психологии.
Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности. Понятие личность характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального человека. Следует отметить, что в отечественной литературе можно найти различные взгляды на иерархию человеческой культуры.
Проблему индивидуального подхода в воспитании детей современная педагогика решает достаточно широко.
Для формирования личности огромное влияние и значение имеют особенности высшей нервной деятельности человека, которые сказываются на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.
Проблема формирования личности включает формирование характера. Характер – это совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека, проявляющихся во всех его поступках, действиях, отношениях к себе, к другим людям, к труду. Характер человека формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности. Изменяющиеся жизненные условия и обстоятельства могут оказывать влияние на характер и изменять его как в лучшую, так и в худшую сторону.
Прочее о педагогике:
Людьми родились, но не стали
Развитие личности - сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы д ...
Научное обоснование
Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия "традиционная народная культура". Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, не было найдено ...
Семья как социальный институт воспитания: особенности современной семьи,
специфика семейного воспитания
В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у н ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.