Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала
Понятие «интерактивные методы» («interactive» с английского: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» - действовать, действие) переводится, как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно считать интерактивным, т.е , построенном на взаимодействии.
Под интерактивными методами обучения понимается система правил
организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенность этой информации является то, что учащиеся получают ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации. В которых изучающийся активен, в которых он рассуждает. В подобных ситуациях «он совместно с другим приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».
Сам термин «интерактивные методы» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных методов: обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное, непосредственно между людьми осуществляемое специально организованное учебное взаимодействие, где акцентированы «технологические» моменты.
Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Существуют следующие интерактивные методы: мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, имитационная игра (игровое моделирование), дискуссия.
Мозговой штурм
Интерактивные методы обучения требует соблюдения следующих правил:
-- запрещена критика выдвинутых идей и промежуточные критические оценки высказываний;
-- не допускаются суждения о неразрешимости проблемы;
-- чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи;
- - в ходе «мозгового штурма» приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей;
-- при решении трудноразрешимой проблемы, она расчленяется на составные части .
-- наличие ролей;
-- доброжелательная, творческая атмосфера проведения;
-- активное взаимодействие всех участников игры.
-- имитация в игре реального процесса с помощью модели;
-- распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;
-- различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;
-- наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;
-- учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;
-- реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;
-- использование гибкого учета времени;
-- система оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования.
В контексте нашего исследования игра (учебная) предстает как условие самореализации личности учащихся в учебной деятельности, поэтому нами она будет пониматься как вид деятельности в учебных ситуациях, при которой происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса, направленное на усвоение общественного опыта, восприятие ценностей, установок и способствующая самореализации учащегося.
Ролевая игра.
Кавтарадзе Д.Н. выделяет несколько видов ролевых игр: ролевая игра в форме дискуссии и специальная ролевая игра, для проведения которой необходимо сформулировать и осознать смысл ситуации.
Во-первых, ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. В отличие от деловой игры, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию умений и навыков, помогающих решению проблем профессионального самоопределения.
Прочее о педагогике:
Понятие личностно-ориентированного взаимодействия в
психолого-педагогической литературе
Понятие личностно-ориентированного обучения и воспитания, вошедшее в 90-е годы в педагогический арсенал без своей четкой дефиниции может быть определено при рассмотрении таких категорий, как: индивид, индивидуальность (индивидуальный подход), личность. При этом в конкретных исторических условиях пе ...
Комплексный метод формирования игры Е.В.
Зварыгиной
Основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняется на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогических воздействий. Например, на этапе формирования ознакомительной предметно-игровой деятельности главный компонент руководства игрой – ...
Система воспитательной работы школы
Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс. Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин. Воспитательная работа – это целенаправленная деятельнос ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.