Образование сегодня » Деловая игра как активно-образовательная технология обучения профессиональному иноязычному общению » Влияние мотивации на овладение иноязычной речевой деятельностью

Влияние мотивации на овладение иноязычной речевой деятельностью

Страница 1

Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности – один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание)».

Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.

Система потребностей и мотивов личности - это фактор формирования направления и уровня активности человека, своеобразия его личности. Именно мотивы характеризуют целостную личность во всех сферах ее деятельности, побуждают человека ставить проблемы, формулировать цели и выстраивать систему деятельности по их достижению. Согласно такому пониманию деятельности потребностей и мотивов, их личностной значимости можно заключить, полагает А.А. Вербицкий, что воспитание личности специалиста, прежде всего, предполагает "формирование и развитие системы его потребностей и мотивов.

Мотивы познавательной деятельности, определяя ее смысл для субъекта обычно весьма разнообразны, т.к. отражают многообразие ситуаций, в которых протекает данная деятельность. Можно выделить две большие группы мотивов: познавательные мотивы и социальные мотивы. Социальные мотивы отражают реализацию субъектом познавательной деятельности для достижения личностных целей, которые обеспечивают какие-либо социальные признаки (разные формы). Познавательная мотивация отражает совпадение неизвестного нового знания с целью познавательной деятельности. Познавательная мотивация определяет наличие интереса студента к содержанию самой познавательной деятельности.

Познавательные мотивы обучающихся, содержащиеся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.

Мотивация как сложная многоуровневая неоднородная система побудителей, включает в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

Мотивация изучается в самых разных аспектах, в связи с этим понятие трактуется по-разному.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение». Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

В нашей работе мы опираемся на определение Е.П. Ильина, рассматривающего мотивацию как «внутреннюю детерминацию поведения и деятельности, которая может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация - процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутренние побуждения».

Структура мотива, по его мнению, включает компоненты, соответствующие стадиям формирования мотива: потребностный блок, блок «внутреннего фильтра», целевой блок. Потребностный блок включает биологические потребности, социальные потребности, долженствование; блок «внутреннего фильтра» — предпочтение по внешним признакам, интересы, склонности, уровень притязаний, оценка своих возможностей, учёт условий достижения цели, нравственный контроль; целевой блок - действие, процесс удовлетворения потребностей, потребностная цель.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Выявление отклонения в поведении подростков с задержкой психического развития из неблагополучной семьи
Цель экспериментального исследования: выявить отклонения в поведении подростков с задержкой психического развития из неблагополучной семьи и разработать рекомендации по воспитанию у школьников с задержкой психического развития социально-приемлемого поведения, которые помогли бы в работе учителям и ...

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на поезде за покупками»
Цель: 1. формируем интерес к сюжетно-ролевым играм; 2. учим выполнять несколько функций (ролей), в одной игре; 3. научить детей действовать сообща с товарищами, принимать одно решение; 4. учить переносить жизненные ситуации в игровую деятельность, понимать взаимосвязь жизнь-игра; 5. воспитывать дру ...

Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе
Каждый человек – есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально. Человек это: 1) индивид, 2) личность, 3) субъект, 4) индивидуальность, 5) уникум. Учитель и педагог Сухомлинский В.А. посвятил своим ученикам три тысячи семь ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru