Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги всё более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.
Цель нашего исследования – изучить влияние использования подвижных игр на занятиях в секции общей физической подготовки на уровень развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Перед тем, как организовать исследование, мы выдвинули гипотезу о том, что уровень развития координационных способностей учащихся начальных классов можно повысить, применяя подвижные игры.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Анализ литературных источников по данной проблеме.
Разработка методики развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Проверка эффективности предложенной методики.
Определение показателей развития координационных способностей детей экспериментальной и контрольной групп.
Методы исследования
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
Педагогический эксперимент.
Тестирование учащихся с целью определения показателей развития координационных способностей. Для этого были проведены следующие контрольные упражнения (тесты, В.И. Лях):
Челночный бег (3х10м) в исходном положении лицом вперед (для оценки координационных способностей, относящихся к целостным двигательным действиям).
Оборудование: секундомер, ровная дорожка длиной 10 метров, ограниченная двумя параллельными чертами; за каждой чертой два полукруга радиусом 50см с центром на черте; два набивных мяча массой 2 кг.
Процедура тестирования: по команде " На старт!" испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда "Марш!". Испытуемый пробегает 10 метров до другой черты, оббегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 метров и финиширует. Тест закончен.
Результат: время с точностью до десятой доли секунды.
Опускание палки – реакция (Тест для определения способности к комплексной реакции).
Оборудование: пронумерованная в сантиметрах гимнастическая палка.
Процедура тестирования: учитель держит гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Ученик держит руку прямой, вытянутой вперед, открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1-2 секунды учитель отпускает палку, а испытуемый должен её как можно быстрее поймать (сжать кисть).
Результат: среднее расстояние (в см.), из трёх попыток от нижнего края палки до места хвата учащимся со стороны мизинца.
Повороты на гимнастической скамейке (для оценки динамического равновесия).
Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер.
Процедура тестирования: стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки, испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо, не падая со скамейки.
Результат: количество выполненных поворотов за 20 секунд с точностью до пол-оборота.
Замечание: поворот считается законченным тогда, когда испытуемый возвращается в исходное положение. Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки), счёт поворотов прерывается. После принятия испытуемым вновь исходного положения счёт продолжается.
Стойка на одной ноге (для оценки статического равновесия)
Оборудование: секундомер.
Процедура тестирования: испытуемый занимает исходное положение – стойка на одной ноге, другая согнута в колене и максимально развёрнута кнаружи. Её пятка касается подколенной чашечки, испытуемый закрывает глаза, а экспериментатор включает секундомер.
Результат: время удержания равновесия (секунды).
Замечание: секундомер включается сразу же в момент потери равновесия (схождение с места, приподнимание на пальцах ноги, переход в двойную опору, падение).
Упор присев – упор лёжа (для определения способности к согласованию движений).
Оборудование: секундомер.
Процедура тестирования: испытуемый принимает исходное положение – основная стойка, затем упор присев, потом упор лежа, снова упор присев и, наконец, исходное положение.
Результат: количество очков за 10 секунд: по возвращению тестируемого в исходное положение ему засчитывается одно очко, каждая из четырех фаз упражнения составляет 0,25 очка.
Организация исследования
Исследование проводилось 2009-2010 учебном году на базе Курагинской СОШ №1 и проходило в 3 этапа:
Прочее о педагогике:
Система творческих заданий как средство развития творческой
деятельности младших школьников
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать н ...
Развивающие занятия как средства преемственности в учебно-воспитательном процессе дошкольного и начального образования
В наши руки доверены дошкольники и младшие школьники, еще доверчивые, неопытные, верящие в добро и зло. Их развитие зависит от взаимосвязанной работы всех звеньев образовательных учреждений и от правильного осуществления преемственности между ними. На современном этапе в образовании наблюдается нес ...
Влияние деловой игры на изменение уровня мотивации обучаемых
Кроме сравнения контрольной и экспериментальной групп по уровню обученности иностранному языку было проведено изучение мотивации по двум специальным анкетам. Для исследования общеучебной мотивации использовалась анкета №1 по методике А.А. Реана и В.А. Якунина, которая включала 16 мотивов (см прилож ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.