Образ игрушки зависит не только от цели воспитания, но и от культурного и экономического уровня развития общества.
Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом.
В своей работе хочется привести пример Программы формирования целостного восприятия детьми национально-культурных традиций коми-ижемцев посредством изготовления народной куклы "Менам мада акань" (Моя любимая кукла) Евгении Николаевны Растягаевой .
Для реализации этой Программы необходимо создать атмосферу передачи традиционных знаний и навыков от старшего поколения к младшему.
С помощью Программы по изготовлению традиционной куклы можно не только знакомить подрастающее поколение с народной культурой, но и творчески использовать все достижения народной педагогики для того чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, ее истории, обычаям, языку, культуре. Тем более, что потенциал для этого есть.
В городе и на селе созданы кружки мягкой игрушки и клубы общения пенсионеров, что поможет в реализации Программы. Пенсионеры обладают огромным воспитательным потенциалом, ведь у них за плечами большой жизненный опыт, они - носители самобытных культурных норм, традиций. Кроме того, у них немало свободного времени, часть которого они могу посвятить воспитанию детей.
За последние годы заметно усилилось внимание учреждений культуры, образования к вопросам семьи. Данная Программа ненавязчиво подводит к ому, чтобы в этот процесс включались не только специалисты образования и культуры, но и члены семьи ребенка. В игровой форме подаются все знания и навыки, используемые в Программе. Кукла и игра, традиции и устное народное творчество, формирование трудовых навыков и знакомство с видами декоративно-прикладного искусства - все это объединяет Программа по изготовлению рукотворной куклы в коми-ижемском костюме. На занятия в детский сад приходили мамы, сестры и даже дедушки, они с удовольствием, увлеченно помогали детям. Все занятия проходили в игровой форме. В результате дети создали своими руками куклу, каждый свою. В заключение для детей и их родителей был организован праздник, где участники Программы представили своих любимых акань, спели песню о кукле, рассказали о деталях национальной одежды и показали знания коми культуры.
Не секрет, что мы, взрослые, мало внимания уделяем нашим детям, но если куклу делают дети, то обязательно подключаются к этому бабушки и мамы. Когда куклы будут готовы, понадобится помощь и папы, и дедушки, и брата, так как для нее нужен домик, мебель и т.д.
Таким образом, в Программе ярко сделан акцент на сохранение семейных ценностей, семейных традиций, тесная связь поколений.
Чтобы не прерывалась нить традиций там, где она еще с трудом сохраняется, чтобы она развивалась там, где живет, необходимо шире приобщать все возрастные группы к народному искусству и традиционной художественной культуре.
Из вышесказанного следует вывод, что в современной практике дошкольного образования представлено значительное количество программ, которые решают задачи приобщения детей дошкольного возраста к народным культурным традициям. Но вместе с тем, все представленные программы предполагают в основном только работу с детьми по ознакомлению с культурой какой-либо отдельной этнической группы, не учитывая при этом особенности поликультурной среды, в которой воспитываются дошкольники, тем самым, оставляя без внимания потребности в национальной самоидентификации детей других национальностей.
Прочее о педагогике:
Формирование логической сферы детей старшего дошкольного возраста
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство эт ...
Способы оценивания уровня развития собственно силовых способностей у детей
младшего школьного возраста
Для оценки максимальной силы у детей младшего школьного возраста. Легче и проще всего произвести замер максимальной силы у детей данного возраста при помощи различных динамометров. Динамическую силу у детей младшего школьного возраста измерять не рекомендуется, так как чтобы измерить максимальную д ...
Развитие речи учащихся через словарную работу - одна из ведущих задач
деятельности учителя русского языка
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется следующими факторами: 1. Исключительно важной ролью слова в языке. 2. Потребностью в постоянном пополнении запаса слов. Ведь чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, красиве ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.