А.Талых рассматривает определение педагогического мониторинга в совокупности. Автор считает, что начать его рассматривать необходимо с определения качества образования, которое рассматривается как характеристика образования, определяемая как совокупность свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства.
Целью мониторинга качества образования в ДОУ является формирование целостного представления о качестве всей образовательной системы.
Качество образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающий как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.
Анализ информационной базы мониторинга качества образования показывает, что он обладает специфическими особенностями на этапе сбора и оценки информации. Изучается далеко не вся доступная для получения и систематизации информация, а только та, которая позволяет создать целостную картину качества образования, обеспечиваемого дошкольным учреждением.
Можно выделить следующие этапы сбора информации:
1. Выявление скрытых резервов, потенциальных возможностей личности каждого педагога и коллектива в целом;
2. Выявление условий реализации выбранных программ и технологий;
3. Определение интересов, способностей и уровня развития детей, коллектива, педагогов;
4. Помочь педагогам овладеть элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта;
5. Способствование творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой.
Е.Н.Степанов предлагает алгоритм изучения эффективности воспитания:
· Определение цели и задач изучения;
· Подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;
· Выбор методик изучения;
· Подготовка диагностического инструментария;
· Исследование испытуемых;
· Обработка и интерпретация результатов исследования;
· Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения;
Диагностика эффективности деятельности образовательного учреждения является новой областью педагогической науки. Уже накоплено значительное количество диагностических методик. Более сорока методик, которые можно использовать с этой целью, представлены в книге Е.Н.Степанова «Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации».
В мониторинговом исследовании используются различные способы и каналы получения информации для оценки качества образования: наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, детьми, анкетирование; анализ статистических данных; анализ документации и др.
О.А.Сафоновой разработана система мониторинга качества образования, реализуемого дошкольным учреждением. Автором определен общий вид мониторинга качества образования, который предполагает:
1. выработку комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии образовательной системы с точки зрения ее соответствия стандартам (нормам).
2. сбор данных о качестве образовательной системы и оценка этих данных;
3. принятие соответствующих решений и оценка результатов их реализации.
О.А.Сафоновой разработана система мониторинга качества образования в дошкольном учреждении представленная в виде четырех блоков:
1. Качество образовательного процесса (основной процесс в ДОУ).
2. Качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия необходимые для образовательного процесса).
3. Качество управления.
4. Качество результатов работы образовательной системы дошкольного учреждения.
В свою очередь каждый из компонентов выделенных блоков состоит из ряда взаимосвязанных элементов, в совокупности наиболее полно характеризующих его .
Представленные блоки и входящие в их состав элементы являются субстрактными носителями качества образования.
Прочее о педагогике:
Нравственное воспитание школьников: цель, задачи, содержание, проблемы на
современном этапе
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния ...
Общая характеристика и принципы работы Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК»
Для того что бы понять, как возникла «Детская Корпорация «ЛИМПИК», обратимся к истории создания кампании. 10 декабря 2005 года открылся первый сетевой клуб OLYMP на ул. Оптиков, д. 4. Клуб расположился на северо-западе Санкт-Петербурга, в одном из самых населенных и престижных районов города – Прим ...
Определение эффективности формирующего этапа исследования по проблеме
развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с
задержанным психическим развитием
Третьим этапом нашей исследовательской работы был контрольный эксперимент, который проходил во второй половине апреля 2009 года. Исследовательская работа проводилась на базе – МОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 378», старшая группа детей с задержанным психическим развитием. В экспериментал ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.