Делайте компактные «выбросы информации», которые могут быть в виде: интересных цифр и фактов, привлекательных мыслей и аргументов, а также периодической интерпретации ранее сказаного, авторских обобщений по итогам какого-то фрагмента речи.
Эстетично используйте литературное богатство языка. Существует прямая связь между словарным запасом выступающего и художественной выразительностью речи. Независимо от того, какой предмет вы ведете, полезно знать классическую и современную художественную литературу, народные пословицы и поговорки.
В одном из исследований была выявлена закономерная взаимосвязь между авторитетностью учителя и тем, насколько часто в их речи на уроке употребляются высказывания с функцией контакта и с поэтической функцией (т. е. не несущие прямой содержательной информации). Оказалось, эти «несущественные» высказывания встречаются в два раза чаще у учителей авторитетных, уважаемых, чем у малоавторитетных.
Совершенствуя технику монологической речи, на первом этапе надо свести к минимуму работу мысли над содержанием в момент выступления. Чтобы высвободить внимание для аудитории, текст нужно выучить наизусть и повторить 5–7 раз. В дальнейшем вполне можно ограничиться конспектами, в которые желательно записывать:
1) первую фразу (две–три фразы);
2) концовку (две–три фразы);
3) наиболее ответственные, «ударные» формулировки;
4) цитаты;
5) числовые данные, трудные имена собственные и т. д.
Большое значение в работе над собственной речью играет ее очистка от типичных ее недостатков, в той или иной мере свойственных каждому человеку. К числу таковых относятся:
1) эгоцентризм (привычка переводить разговор на себя и на свои дела, высказывать не к месту свое отношение к обсуждаемому вопросу, вместо того чтобы говорить о сути дела; самоуглубленность в свои успехи и неудачи);
2) банальность (изложение хорошо известных или очевидных вещей);
3) низкая эмоциональность (монотонность; равнодушие к собеседникам, угрюмость);
4) льстивость (показное дружелюбие, панибратство, неоправданное сокращение дистанции с деловой до интимно-личной);
5) отвлеченность (уход от основной темы).
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что в педагогическом общении личность учителя играет значительную роль. Он не только передаёт информацию ученикам, но и формирует у них культуру и более глобальные составляющие психической жизни человека.
Прочее о педагогике:
Цели и задачи развития силовых способностей у детей младшего школьного
возраста
Цель физической культуры детей младшего школьного возраста — способствовать всестороннему, гармоническому развитию физической культуры личности школьника и подготовке детей к жизни, в первую очередь к приобретению профессии и успешному включению в трудовую деятельность. Развивая силовые способности ...
Этапы развития игры в онтогенезе: отобразительная, сюжетно-отобразительная,
сюжетно-ролевая
Развитие игры связано с развитием игрового действия. Усложнение игрового действия и изменение мотивов детской активности переводит игру на более высокий этап. Игровое действие имеет свои истоки. Игре с элементами мнимой ситуации предшествует период игры младенца, которому свойственны два этапа: озн ...
Основные направления социально-профориентационной работы с детьми–сиротами
и детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях детского дома
Профессиональная ориентация – это система психолого-педагогических, социально-экономических и медико-физиологических мероприятий, помогающих человеку, стоящему на пороге профессионального выбора, своевременно выбрать профессию с учетом объективных потребностей общества и своих индивидуальных особен ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.