Образование сегодня » Психологические аспекты педагогического общения » Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса

Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса

Страница 3

Анализ материалов наблюдений уроков русского языка, литературы, биологии, химии, иностранного языка, истории, географии показывает, что учитель, общаясь с учащимися и решая самые разные по характеру коммуникативные задачи, в то же время реализует посредством этих задач различные педагогические функции. Исследователями выделены четыре группы функций:

1) стимулирующие;

2) реагирующие, которые включают:

а) оценочные

б) корригирующие;

3) контролирующие;

4) организующие, которые включают

а) направляющие внимание учащегося на восприятие, запоминание и воспроизведение;

б) обеспечивающие готовность учащегося к предстоящей работе с текстом, картинкой, фильмом и т.д.;

в) указывающие на последовательность и качество выполнения заданий, инструкций;

г) организующие хоровую, парную, групповую, индивидуальную работу на уроке;

д) регулирующие порядок, дисциплину учащегося на уроке (С. Я. Ромашина) .

Чаще всего используемые учителями (например, на уроках иностранного языка) коммуникативные задачи (вопрос, побуждение, объяснение, рассказ, сообщение, одобрение/неодобрение) в основном реализуют организующую и стимулирующую функции. Наименее представлены в учебном процессе оценочные, в частности одобрительные, действия учителя. Такая ситуация, естественно, обедняет педагогическое общение, лишая его одного из основных положительно влияющих на усвоение учебного материала моментов, – положительного подкрепления.

Отметим еще раз, что психологический анализ учебного сотрудничества и общения как многоуровневого взаимодействия преподавателя и учащегося (учебной класс) включает рассмотрение каждой из этих сторон как субъектов учебной деятельности и того, что характеризует их обоих. Первое, что их характеризует – это целенаправленность, активность и мотивированность деятельности, хотя цели и мотивы деятельности каждого из них разные. Вторая характеристика соотносится с ролевыми позициями обоих субъектов сотрудничества и общения: одна позиция выявляет роль учителя, преподавателя, воспитателя, наставника; вторая – роль ученика, студента.

Общение – не только основа формирования личности, но и необходимые условия человеческой жизнедеятельности. Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач обучения, развития, воспитания. Значительную роль в педагогическом общении занимает личность учителя, он не только передаёт знания, но и взаимодействует с учениками, формируя у них культуру и личностные качества.

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную, перцептивную, интерактивную. Все эти три функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве. Педагог передаёт информацию вербальными (речевыми) и невербальными (мимика, жести) средствами. Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, сила, паузы. Следует подчеркнуть, что реализации обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-эстетическими установками педагога – гуманизм, оптимистический подход к личности, признание её самобытности.

Педагогическое общение характеризуется, по меньшей мере, тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения). Важное качество педагогического общения обуславливается, прежде всего, его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс имеет воспитывающий и развивающий характер.

Страницы: 1 2 3 

Прочее о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
В середине 20 века вследствие усложнения программ общеобразовательных школ, появилось большое количество детей, испытывающих трудности в обучении. Довольно часто таких детей отправляли во вспомогательные школы (для уо). Однако при медицинском обследовании у многих детей не обнаруживались специфичес ...

Разработка внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей
Для коррекции качественных изменений уровня творческих способностей учащихся были выбраны два мероприятия. Большим творческим потенциалом обладает такое воспитывающее и развивающее мероприятие как, конкурс «Костюм будущего». С помощью, которого учащийся может проявить себя, как творческая личность. ...

Некоторые психофизические особенности заикающихся детей
Течение заикания и его проявления во многом зависят от особенностей психофизического состояния ребенка и его личности. В анамнезе заикающихся детей выявляется воздействие на организм различных вредностей экзогенного и эндогенного характера, а также неполноценность нервно-психической сферы самого ре ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru