Образование сегодня » Особенности формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Основные рекомендации по развитию звукослогового анализа и синтеза для специалистов, работающих в сфере начального образования

Основные рекомендации по развитию звукослогового анализа и синтеза для специалистов, работающих в сфере начального образования

Страница 3

Известно, что речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия акустических признаков звуков, обобщающихся в фонемах, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний фраз.

Ребенок с нарушением слухового восприятия испытывает серьезные серьёзные затруднения при усвоении школьного материала. Умение слышать и различать акустические признаки звуков создает базу для обобщения этих признаков в фонеме и для дифференциации фонем в речевом потоке. Фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительный.

Современное понимание предполагает, что фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает в себя фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематическое представление.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукослогового анализа и синтеза. Звукослоговой анализ – это операция мыслительного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов – сочетаний звуков, слогов и слов.

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении в овладении грамотой, звукослоговой анализ и синтез – вторая. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза у младших школьников, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В ходе проведения экспериментального исследования мы пришли к выводам:

1. Был проведен теоретический анализ научно-педагогической литературы, который позволил нам уточнить, что такое ФФН, каким образом страдает звукослоговой анализ и синтез и этих детей, выявить направления исследования.

2. Была разработана программа экспериментального исследования, которая включает в себя следующие этапы.

I-й контрольный срез. Его цель – выявление особенностей формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников ФФН.

Цель формирующего эксперимента – разработать и провести на практике серию экспериментальных занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФН.

II-й контрольный срез – позволил выявить динамику развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФН и особенности овладения им.

3. Была составлена методика обследования, выявляющая уровень развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФН.

По результатам I – го контрольного среза было выявлено следующее:

- недостаточная сформированность фонематических процессов;

- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков звукослогового анализа и синтеза;

- неумение слышать в слове отдельные звуки и последовательно вычленять их из слов;

- дети испытывают трудности дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении;

- низкий уровень предпосылок к успешному обучению грамоте и трудности овладения чтением и письмом;

4. По результатам I-го контрольного среза была разработана серия коррекционно-развивающих занятий, которые включают в себя следующие направления:

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Развитие фонематического слуха детей раннего возраста
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации. Умение сосредот ...

Психологические теории воспитания
Теории воспитания – это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя. До второй половины 20 века была широко распространены теории воспитания, согласно которым личностные качества человека передаются по наследству, под влиянием услов ...

Спортивное направление в структуре социокультурного сервиса
Основные этапы истории развития спортивного сервиса в России излагаются в учебнике В.Г. Велединского «Спортивно-оздоровительный сервис». В основе физической культуры (как части общей культуры общества) лежит биологическая потребность человека в двигательной активности и потребности общественной жиз ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru