Известно, что речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия акустических признаков звуков, обобщающихся в фонемах, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний фраз.
Ребенок с нарушением слухового восприятия испытывает серьезные серьёзные затруднения при усвоении школьного материала. Умение слышать и различать акустические признаки звуков создает базу для обобщения этих признаков в фонеме и для дифференциации фонем в речевом потоке. Фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительный.
Современное понимание предполагает, что фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает в себя фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематическое представление.
Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукослогового анализа и синтеза. Звукослоговой анализ – это операция мыслительного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов – сочетаний звуков, слогов и слов.
Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении в овладении грамотой, звукослоговой анализ и синтез – вторая. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза у младших школьников, предупреждая и исправляя различные нарушения.
В ходе проведения экспериментального исследования мы пришли к выводам:
1. Был проведен теоретический анализ научно-педагогической литературы, который позволил нам уточнить, что такое ФФН, каким образом страдает звукослоговой анализ и синтез и этих детей, выявить направления исследования.
2. Была разработана программа экспериментального исследования, которая включает в себя следующие этапы.
I-й контрольный срез. Его цель – выявление особенностей формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников ФФН.
Цель формирующего эксперимента – разработать и провести на практике серию экспериментальных занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФН.
II-й контрольный срез – позволил выявить динамику развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФН и особенности овладения им.
3. Была составлена методика обследования, выявляющая уровень развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФН.
По результатам I – го контрольного среза было выявлено следующее:
- недостаточная сформированность фонематических процессов;
- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков звукослогового анализа и синтеза;
- неумение слышать в слове отдельные звуки и последовательно вычленять их из слов;
- дети испытывают трудности дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении;
- низкий уровень предпосылок к успешному обучению грамоте и трудности овладения чтением и письмом;
4. По результатам I-го контрольного среза была разработана серия коррекционно-развивающих занятий, которые включают в себя следующие направления:
Прочее о педагогике:
Расписание, из которого выбросили усталость
Парк открытых студий – образовательная система, построенная на принципиально новом двустороннем ценностном оценивании. Эта концепция разрабатывались Милославом Балабаном как модель школы-парка. Для того чтобы построить такую новую образовательную систему. Необходимо создать внутри школы структуру р ...
Традиционная культура
Развитие культуры Российской Федерации основывается на фундаментальном значении отечественной культуры в жизни государства и общественного сознания как целостной системы ценностей, формирующей идентичность нации, единство Российского государства, влияющей на все сферы государственного и гражданског ...
Педагогика - наука о воспитании
Свое название педагогика получила от греческих слов “пайдос” - дитя и “аго” - вести. В дословном переводе “пайдагогос” означает “детоводитель”. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.