- формирование фонематического восприятия;
- формирование фонематического анализа и синтеза с учетом сложности различных форм звукослогового анализа и синтеза;
- пополнение и активизация словаря на занятиях;
- использование индивидуального наглядного материала;
5. После формирующего эксперимента и серии коррекционно-развивающих заданий был проведен II-ой контрольный срез, который выявляет следующую динамику развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФН:
- повторный эксперимент показал, что у данной группы детей могут улучшиться показатели сформированности звукослогового анализа и синтеза при условии проведения индивидуальной работы с ними;
- после серии проведенных экспериментальных занятий у младших школьников с ФФН улучшается уровень сформированности фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза;
6. Обобщив опыт работы по формированию звукослогового анализа и синтеза, нами были разработаны рекомендации по развитию звукослогового анализа и синтеза у данной категории детей для специалистов, работающих в сфере начального образования, включающие информацию о развитии речи детей, об особенностях развития детей с ФФН.
7. Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность применения разработанной специальной системы логопедической работы с данной группой детей по преодолению недостатков звукослогового анализа и синтеза.
Таким образом, поставленные нами цели и задачи были в процессе исследования реализованы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: дети младшего школьного возраста с ФФНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками звукослогового анализа и синтеза и, в связи с этим, целенаправленное формирование звукослогового анализа и синтеза имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми данной категории.
Проблема формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР исчерпана далеко не полностью и требует дальнейшего изучения и разработки новых, более эффективных методических приемов с использованием современных технологий.
Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что представленная система упражнений может быть использована логопедами – практиками и специалистами начального образования при коррекции звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР.
Перспектива данной работы исследования не является законченной и абсолютной. В дальнейшем хотелось бы заниматься данной проблемой на практике с детьми всей начальной школы.
Диаграмма 1
Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащегося №1
Из диаграммы №1 видно, что у учащегося № 1 после проведения с ним коррекционно-логопедической работы у него улучшилось звукопроизношение на 5%, фонематическое восприятие на 34%, звукослоговой анализ на 25%, звукослоговой синтез на 11% и звукослоговая структура слова на 10%.
Диаграмма 2
Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащегося №2
Из диаграммы №2 видно, что у учащегося № 2 после проведения с ним коррекционно-логопедической работы у него улучшилось звукопроизношение на 14%, фонематическое восприятие на 23%, звукослоговой анализ на 8%, звукослоговой синтез на 22% и звукослоговая структура слова на 10%.
Диаграмма 3
Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащегося № 3
Из диаграммы №3 видно, что у учащегося № 3 после проведения с ним коррекционно-логопедической работы у него улучшилось звукопроизношение на 14%, фонематическое восприятие на 23%, звукослоговой анализ на 25%, звукослоговой синтез на 22% и звукослоговая структура слова на 10%.
Прочее о педагогике:
Речь и общение при нарушениях зрения
Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и речь при формировании включается в несколько иную систему связей, чем у ...
Недостатки традиционного способа знакомства детей с числом
Центральным понятием, формируемым в курсе математики начального звена, является понятие числа. Способы введения понятия о числе и счете в I классе разработаны в методике преподавания арифметики особенно детально. Имеется большая психологическая литература относительно условий формирования начальног ...
Содержание обучения на уроках окружающего мира, способствующего развития
творческого мышления
Базой нашего исследования стала гимназия № 8 г. Коломна, 1 «В» класс. Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.