На этапе констатирующего эксперимента нами был проведен первичный диагностический срез состояния эмоциональной сферы дошкольников в дошкольном учреждении № 40.
Исследование эмоционального состояния детей в семье производилось с помощью проективной методики "Рисунок семьи". Анализ информации, полученной с помощью исследования, дал следующую картину эмоциональной сферы детей в условиях семьи:
- аффективные связи и конфликтные тревожные отношения с близкими родственниками;
- эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации;
- эмоциональная разобщенность;
- чувство непреодолимого страха, небезопасности;
- депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации;
- недостаточная практика общения с ребенком;
- чувство отверженности;
- неадекватность в отношениях с авторитарными людьми.
Результаты, полученные с помощью проективной методики, нашли свое подтверждение при работе с родителями, с использованием теста родительского отношения (В.В. Столина, А.Я. Варги). В данном типе родительских отношений у наших испытуемых преобладают такие тенденции, как:
- восприятие своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым;
- проявление родителями равнодушия по отношению к своему ребенку, досады, раздражения, обиды;
- низкая оценка способности детей;
- существование значительной психологической дистанции;
- проявление авторитарности;
- установление определенных рамок поведения.
Таким образом, результаты диагностического синтеза свидетельствуют о неблагополучии развития эмоциональной сферы дошкольников и о необходимости ее коррекции, что и определило содержание нашего формирующего эксперимента.
На завершающем этапе нашей работы нами был проведен заключительный срез состояния эмоциональной детей в дошкольном образовательном учреждении.
Исследование, как и во время первого диагностического среза проводилось с помощью проективной методики "Рисунок семьи". Были получены следующие результаты:
- полностью нарисованная семья;
- общая деятельность;
- частичное отсутствие штриховки;
- отсутствие психологической дистанции;
- наличие всех частей тела;
- средний нажим карандаша;
- отсутствие пауз.
Как видим, полученные результаты свидетельствуют о выраженном улучшении эмоционального состояния детей в условиях семьи.
Нами отмечено, что после индивидуальных и групповых консультаций, бесед, родители изменили свое отношение к детям. Мы наблюдали:
- уважение индивидуальности ребенка;
- отношение к ребенку, как к самоценности;
- заинтересованность в делах и планах ребенка;
- стремление удовлетворить его потребности;
- учет реальных психофизических возможностей ребенка;
- веру в своего ребенка.
Анализируя выше сказанное, мы можем отметить, что поведение диагностических срезов позволило нам выявить уровень тревожности и оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций. И после проведенной коррекционной работы с целью формирования адекватного уровня тревожности результаты завершающего среза доказали, что цели и задачи, выдвигаемые в начале опытно-экспериментальной работы, были реализованы.
Выраженная положительная динамика, полученных нами результатов представлена в таблицах 1, 2, в рисунках 1 – 5.
Анализ теста "Рисунок семьи" по симптомокомплексам до формирующего эксперимента и после эксперимента
Таблица 1
№ пп |
И.Ф. ребенка |
I |
II |
III |
IV |
V | |||||
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента | ||
1 |
Алеша Б. |
4 |
10 |
7 |
2 |
5 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
Игорь А. |
5 |
9 |
7 |
3 |
8 |
4 |
4 |
1 |
2 |
- |
3 |
Саша А. |
4 |
10 |
4 |
1 |
5 |
2 |
6 |
2 |
- |
1 |
4 |
Павлик Т. |
5 |
10 |
8 |
3 |
4 |
1 |
4 |
1 |
- |
- |
5 |
Ваня Б. |
6 |
7 |
7 |
2 |
8 |
5 |
6 |
3 |
- |
1 |
6 |
Женя Ш. |
6 |
8 |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
2 |
- |
- |
7 |
Аня П. |
4 |
9 |
2 |
2 |
4 |
1 |
6 |
3 |
- |
1 |
8 |
Саша Г. |
7 |
15 |
1 |
1 |
3 |
- |
3 |
2 |
- |
1 |
9 |
Артем Ч. |
2 |
6 |
6 |
4 |
5 |
4 |
6 |
4 |
1 |
- |
10 |
Наташа Т. |
7 |
8 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
- |
- |
11 |
Люда Я. |
6 |
6 |
4 |
2 |
5 |
2 |
3 |
2 |
- |
- |
12 |
Кирилл В. |
8 |
16 |
3 |
1 |
3 |
- |
2 |
- |
- |
1 |
13 |
Сергей К. |
6 |
9 |
2 |
- |
2 |
1 |
6 |
3 |
1 |
- |
14 |
Игорь Л. |
4 |
10 |
4 |
1 |
5 |
2 |
6 |
2 |
1 |
- |
15 |
Максим К. |
4 |
11 |
8 |
3 |
4 |
3 |
5 |
6 |
2 |
- |
Прочее о педагогике:
Система творческих заданий как средство развития творческой
деятельности младших школьников
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать н ...
Понятие и функции обучения
Масштабы, глубина и многообразие изменений, которыми отмечено начало XXI века, в своей совокупности явно не имеют аналогов ни в каком из веков. Становится все труднее успевать осмысливать происходящие процессы, быстро превращающиеся в пройденный этап. В нынешней ситуации в мире кризис ценностей, ид ...
Экспериментальное изучение возможностей развития оценочной
самостоятельности младших школьников
На данном этапе нами был организован эксперимент по изучению возможностей формирования оценочной самостоятельности младших школьников. Этапы эксперимента: 1 – Констатирующий. Цель: определение уровня сформированности оценочной деятельности учащихся. 2 – Формирующий. Разработка и апробация системы р ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.