Образование сегодня » Эмоциональное развитие дошкольников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема » Оценка влияния учебных занятий на коррекцию эмоциональной сферы дошкольников

Оценка влияния учебных занятий на коррекцию эмоциональной сферы дошкольников

Страница 1

На этапе констатирующего эксперимента нами был проведен первичный диагностический срез состояния эмоциональной сферы дошкольников в дошкольном учреждении № 40.

Исследование эмоционального состояния детей в семье производилось с помощью проективной методики "Рисунок семьи". Анализ информации, полученной с помощью исследования, дал следующую картину эмоциональной сферы детей в условиях семьи:

- аффективные связи и конфликтные тревожные отношения с близкими родственниками;

- эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации;

- эмоциональная разобщенность;

- чувство непреодолимого страха, небезопасности;

- депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации;

- недостаточная практика общения с ребенком;

- чувство отверженности;

- неадекватность в отношениях с авторитарными людьми.

Результаты, полученные с помощью проективной методики, нашли свое подтверждение при работе с родителями, с использованием теста родительского отношения (В.В. Столина, А.Я. Варги). В данном типе родительских отношений у наших испытуемых преобладают такие тенденции, как:

- восприятие своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым;

- проявление родителями равнодушия по отношению к своему ребенку, досады, раздражения, обиды;

- низкая оценка способности детей;

- существование значительной психологической дистанции;

- проявление авторитарности;

- установление определенных рамок поведения.

Таким образом, результаты диагностического синтеза свидетельствуют о неблагополучии развития эмоциональной сферы дошкольников и о необходимости ее коррекции, что и определило содержание нашего формирующего эксперимента.

На завершающем этапе нашей работы нами был проведен заключительный срез состояния эмоциональной детей в дошкольном образовательном учреждении.

Исследование, как и во время первого диагностического среза проводилось с помощью проективной методики "Рисунок семьи". Были получены следующие результаты:

- полностью нарисованная семья;

- общая деятельность;

- частичное отсутствие штриховки;

- отсутствие психологической дистанции;

- наличие всех частей тела;

- средний нажим карандаша;

- отсутствие пауз.

Как видим, полученные результаты свидетельствуют о выраженном улучшении эмоционального состояния детей в условиях семьи.

Нами отмечено, что после индивидуальных и групповых консультаций, бесед, родители изменили свое отношение к детям. Мы наблюдали:

- уважение индивидуальности ребенка;

- отношение к ребенку, как к самоценности;

- заинтересованность в делах и планах ребенка;

- стремление удовлетворить его потребности;

- учет реальных психофизических возможностей ребенка;

- веру в своего ребенка.

Анализируя выше сказанное, мы можем отметить, что поведение диагностических срезов позволило нам выявить уровень тревожности и оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций. И после проведенной коррекционной работы с целью формирования адекватного уровня тревожности результаты завершающего среза доказали, что цели и задачи, выдвигаемые в начале опытно-экспериментальной работы, были реализованы.

Выраженная положительная динамика, полученных нами результатов представлена в таблицах 1, 2, в рисунках 1 – 5.

Анализ теста "Рисунок семьи" по симптомокомплексам до формирующего эксперимента и после эксперимента

Таблица 1

№ пп

И.Ф. ребенка

I

II

III

IV

V

до эксперимента

после эксперимента

до эксперимента

после эксперимента

до эксперимента

после эксперимента

до эксперимента

после эксперимента

до эксперимента

после эксперимента

1

Алеша Б.

4

10

7

2

5

2

2

-

-

-

2

Игорь А.

5

9

7

3

8

4

4

1

2

-

3

Саша А.

4

10

4

1

5

2

6

2

-

1

4

Павлик Т.

5

10

8

3

4

1

4

1

-

-

5

Ваня Б.

6

7

7

2

8

5

6

3

-

1

6

Женя Ш.

6

8

2

1

2

1

6

2

-

-

7

Аня П.

4

9

2

2

4

1

6

3

-

1

8

Саша Г.

7

15

1

1

3

-

3

2

-

1

9

Артем Ч.

2

6

6

4

5

4

6

4

1

-

10

Наташа Т.

7

8

2

1

2

2

3

1

-

-

11

Люда Я.

6

6

4

2

5

2

3

2

-

-

12

Кирилл В.

8

16

3

1

3

-

2

-

-

1

13

Сергей К.

6

9

2

-

2

1

6

3

1

-

14

Игорь Л.

4

10

4

1

5

2

6

2

1

-

15

Максим К.

4

11

8

3

4

3

5

6

2

-

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Система творческих заданий как средство развития творческой деятельности младших школьников
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать н ...

Понятие и функции обучения
Масштабы, глубина и многообразие изменений, которыми отмечено начало XXI века, в своей совокупности явно не имеют аналогов ни в каком из веков. Становится все труднее успевать осмысливать происходящие процессы, быстро превращающиеся в пройденный этап. В нынешней ситуации в мире кризис ценностей, ид ...

Экспериментальное изучение возможностей развития оценочной самостоятельности младших школьников
На данном этапе нами был организован эксперимент по изучению возможностей формирования оценочной самостоятельности младших школьников. Этапы эксперимента: 1 – Констатирующий. Цель: определение уровня сформированности оценочной деятельности учащихся. 2 – Формирующий. Разработка и апробация системы р ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru