На этапе констатирующего эксперимента нами был проведен первичный диагностический срез состояния эмоциональной сферы дошкольников в дошкольном учреждении № 40.
Исследование эмоционального состояния детей в семье производилось с помощью проективной методики "Рисунок семьи". Анализ информации, полученной с помощью исследования, дал следующую картину эмоциональной сферы детей в условиях семьи:
- аффективные связи и конфликтные тревожные отношения с близкими родственниками;
- эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации;
- эмоциональная разобщенность;
- чувство непреодолимого страха, небезопасности;
- депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации;
- недостаточная практика общения с ребенком;
- чувство отверженности;
- неадекватность в отношениях с авторитарными людьми.
Результаты, полученные с помощью проективной методики, нашли свое подтверждение при работе с родителями, с использованием теста родительского отношения (В.В. Столина, А.Я. Варги). В данном типе родительских отношений у наших испытуемых преобладают такие тенденции, как:
- восприятие своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым;
- проявление родителями равнодушия по отношению к своему ребенку, досады, раздражения, обиды;
- низкая оценка способности детей;
- существование значительной психологической дистанции;
- проявление авторитарности;
- установление определенных рамок поведения.
Таким образом, результаты диагностического синтеза свидетельствуют о неблагополучии развития эмоциональной сферы дошкольников и о необходимости ее коррекции, что и определило содержание нашего формирующего эксперимента.
На завершающем этапе нашей работы нами был проведен заключительный срез состояния эмоциональной детей в дошкольном образовательном учреждении.
Исследование, как и во время первого диагностического среза проводилось с помощью проективной методики "Рисунок семьи". Были получены следующие результаты:
- полностью нарисованная семья;
- общая деятельность;
- частичное отсутствие штриховки;
- отсутствие психологической дистанции;
- наличие всех частей тела;
- средний нажим карандаша;
- отсутствие пауз.
Как видим, полученные результаты свидетельствуют о выраженном улучшении эмоционального состояния детей в условиях семьи.
Нами отмечено, что после индивидуальных и групповых консультаций, бесед, родители изменили свое отношение к детям. Мы наблюдали:
- уважение индивидуальности ребенка;
- отношение к ребенку, как к самоценности;
- заинтересованность в делах и планах ребенка;
- стремление удовлетворить его потребности;
- учет реальных психофизических возможностей ребенка;
- веру в своего ребенка.
Анализируя выше сказанное, мы можем отметить, что поведение диагностических срезов позволило нам выявить уровень тревожности и оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций. И после проведенной коррекционной работы с целью формирования адекватного уровня тревожности результаты завершающего среза доказали, что цели и задачи, выдвигаемые в начале опытно-экспериментальной работы, были реализованы.
Выраженная положительная динамика, полученных нами результатов представлена в таблицах 1, 2, в рисунках 1 – 5.
Анализ теста "Рисунок семьи" по симптомокомплексам до формирующего эксперимента и после эксперимента
Таблица 1
№ пп |
И.Ф. ребенка |
I |
II |
III |
IV |
V | |||||
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента |
до эксперимента |
после эксперимента | ||
1 |
Алеша Б. |
4 |
10 |
7 |
2 |
5 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
2 |
Игорь А. |
5 |
9 |
7 |
3 |
8 |
4 |
4 |
1 |
2 |
- |
3 |
Саша А. |
4 |
10 |
4 |
1 |
5 |
2 |
6 |
2 |
- |
1 |
4 |
Павлик Т. |
5 |
10 |
8 |
3 |
4 |
1 |
4 |
1 |
- |
- |
5 |
Ваня Б. |
6 |
7 |
7 |
2 |
8 |
5 |
6 |
3 |
- |
1 |
6 |
Женя Ш. |
6 |
8 |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
2 |
- |
- |
7 |
Аня П. |
4 |
9 |
2 |
2 |
4 |
1 |
6 |
3 |
- |
1 |
8 |
Саша Г. |
7 |
15 |
1 |
1 |
3 |
- |
3 |
2 |
- |
1 |
9 |
Артем Ч. |
2 |
6 |
6 |
4 |
5 |
4 |
6 |
4 |
1 |
- |
10 |
Наташа Т. |
7 |
8 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
- |
- |
11 |
Люда Я. |
6 |
6 |
4 |
2 |
5 |
2 |
3 |
2 |
- |
- |
12 |
Кирилл В. |
8 |
16 |
3 |
1 |
3 |
- |
2 |
- |
- |
1 |
13 |
Сергей К. |
6 |
9 |
2 |
- |
2 |
1 |
6 |
3 |
1 |
- |
14 |
Игорь Л. |
4 |
10 |
4 |
1 |
5 |
2 |
6 |
2 |
1 |
- |
15 |
Максим К. |
4 |
11 |
8 |
3 |
4 |
3 |
5 |
6 |
2 |
- |
Прочее о педагогике:
Научное обоснование
Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия "традиционная народная культура". Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, не было найдено ...
Разработка внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих
способностей
Для коррекции качественных изменений уровня творческих способностей учащихся были выбраны два мероприятия. Большим творческим потенциалом обладает такое воспитывающее и развивающее мероприятие как, конкурс «Костюм будущего». С помощью, которого учащийся может проявить себя, как творческая личность. ...
Формирование фонетико-фонологических представлений у дошкольников
Одной из важнейших сторон общего развития детей дошкольного возраста является усвоение ими родного языка, которое включает не только формирование практических речевых навыков, но и способность ориентироваться в языковой действительности, осознание языковых отношений и зависимостей. Эти две стороны ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.