— Развитие восприятия речи.
— Развитие умения подражать.
— Развитие умения соблюдать очередность в разговоре.
— Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.
Умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих
Это умение развивается у человека на протяжении всех лет жизни. Если ваш ребенок научился смотреть на ваше лицо, реагировать на обращение к нему, вы можете приступить к занятиям, продолжая совершенствовать эти умения.
Если ваш ребенок не может сконцентрировать внимание, то научить его этому — первоочередная задача. Это умение имеет решающее значение не только в сфере общения, но и во всех остальных сферах развития.
Как побудить умственно отсталого ребенка внимательно слушать, смотреть и реагировать на ваши слова или действия?
Во время всех совместных занятий вы можете побуждать ребенка внимательно слушать вас, смотреть и реагировать. Советы, которые мы приводим ниже, применимы к развитию навыков общения с умственно отсталыми людьми.
— Рассказывайте ребенку о том, что вы в данный момент делаете. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, подействуют на него не меньше, чем целый поток слов.
— Разговаривая с ребенком, улыбайтесь и прикасайтесь к нему. Это усилит его воодушевление от вашего лица и голоса.
— Давайте ребенку время ответить вам. Не огорчайтесь, если он не смотрит на вас, не улыбается вам или не выполняет просьбу правильно. Вряд ли вы поможете сосредоточиться, если станете повторять одни и те же указания, типа: «Посмотри . посмотри . посмотри!» Если через небольшое время после каждой из двух попыток привлечь его внимание, ребенок так и не прореагирует, попробуйте подойти несколько иначе — прикоснуться к нему или изменить тон голоса.
— Показывайте ребенку как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Он должен узнать, что общение с вами — дело благодарное.
— Отвечайте на любые звуки, произносимые ребенком, как бы случайны они ни были, даже если их нельзя считать звуками общения.
— Для одних и тех же событий или действий используйте одни и те же слова.
— Пусть все члены семьи стараются побуждать умственно отсталого ребенка слушать, смотреть и реагировать на происходящее вокруг. Особенно ценной может оказаться помощь его братьев и сестер.
— Настройтесь на медленный, постепенный прогресс. Если вы поставите перед собой слишком большие задачи, вы легко разочаруетесь. Начните с той ступеньки, на которой в данный момент находится ребенок и постарайтесь каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед.
— По возможности уберите все, что отвлекает внимание. Если с помощью предложенных выше приемов сын (дочь) все-таки не может научиться внимательно слушать, смотреть и реагировать, попробуйте каждый день в течение нескольких небольших промежутков времени сидеть с ним в спокойной обстановке в отсутствие каких бы то ни было отвлекающих факторов. Найдите тихое место подальше от домашней суеты и уберите все, что может отвлечь внимание ребенка от вас.
Умение воспринимать речь
Это умение необходимо нам для того, чтобы понимать других людей и общаться с ними. Мы пользуемся этим умением, когда выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.
Прочее о педагогике:
Анализ понятий, связанных с математическим моделированием
Б.В.Бирюков, Ю.А. Гастеев отмечают, что моделирование представляет собой один из основных методов познания, является формой отражения действительности и заключается в выявлении или в воспроизведении тех или иных свойств реальных объектов, предметов и явлений с помощью других объектов, процессов, яв ...
Примерная программа работы с детьми из неполных семей
Важнейшие проблемы сегодня – увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи. Поэтому школа, педагогический коллектив должны усилить оказание помощи семье в воспитании детей. Главными целями и задачами программы являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолог ...
Процесс проведения и результаты констатирующего эксперимента
Качество образования является важнейшим направлением в деятельности школы. Оно включает совокупность существенных свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства.Орган ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.