Образование сегодня » Способы оптимизации социокоммуникативных контактов детей с ограниченными возможностями » Рекомендации по формированию вербального общения

Рекомендации по формированию вербального общения

Страница 5

Ниже дается ряд советов, как научить умственно отсталого человека применению некоторых навыков общения.

Умение требовать

В первую очередь, умственно отсталые, как правило, демонстрируют знак, который всеми родителями (и не зря!) воспринимается как требование или отказ от чего то. Задайте себе вопрос: «Выражая свое требование, осознает ли мой ребенок, что мы здесь, и что можем прореагировать?»

Спросите себя: «Действительно ли мой ребенок нуждается в том, чтобы требовать вещь, которую он хочет получить? Может быть, эта вещь уже находится в пределах его досягаемости?»

Умение просить о помощи

Мы будем говорить о просьбах ребенка сделать что-нибудь для него. Сначала, делая для ребенка то, что он любит, попробуйте прерывать это занятие. Спросите: «Хочешь еще?» и подождите, пока он не подаст вам знак (звуком или движением), что «да», хочет. Сначала этот знак может носить достаточно случайный характер, но через некоторое время он поймет, что между тем, что сделает он, и тем, что будете делать вы, есть определенная связь.

Умение отказываться

Если умственно отсталые люди чего-то не любят или не хотят, почти все они с самого начала очень ясно нам это демонстрируют. Для того, чтобы выразить свой отказ в истинно коммуникативной форме, они должны осознавать, что окружающие их люди играют определенную роль в удалении от них нежеланных предметов.

Умение здороваться и прощаться

Каждый день используйте одни и те же слова для того, чтобы поздороваться или попрощаться. Возьмите руку ребенка и помогите ему помахать ею, затем дайте ему возможность самому помахать. Для ответа предоставьте ему побольше времени. Постарайтесь брать с собой ребенка, когда собираетесь с кем-нибудь встретиться или проститься, особенно, когда в этом участвуют другие члены семьи, с которыми у ребенка уже установилось хорошее взаимопонимание.

Умение делиться информацией

Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать умственно отсталому какие-нибудь вещи и назвать их. Наблюдайте за его взглядом, чтобы понять, что его интересует, и тогда вы сможете вместе с ним рассматривать и обсуждать эти вещи. Побуждайте ребенка следить за направлением вашей руки, когда вы указываете на что-то. Начните с предметов, находящихся недалеко, но за пределами его досягаемости. Как только он потянется к какому-то предмету, назовите этот предмет. Если ребенок уверенно показывает на какую-то вещь, дайте ему возможность самому назвать ее, пусть даже просто каким-нибудь звуком. Вопросы «Что это?» и «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом к окружающим, а это важная сторона межличностных контактов.

Умение давать

Когда ребенок что-то кому-то дает, это действие можно расценить как ярко выраженный акт общения.

Сначала следует учить его давать предметы в ответ на соответствующую просьбу. Для того, чтобы помочь ему делать это без просьбы, привлеките его к деятельности, в которой, кроме вас, участвовали бы другие члены семьи, а предметы должны были бы передаваться от одного участника к другому.

Умение завязывать и поддерживать разговор

Полноценное общение предполагает баланс между умением вести разговор и умение отвечать на слова собеседников. Дети, хорошо овладевшие умением соблюдать очередность, нередко приходят к этому балансу самостоятельно, без специальных занятий. Однако бывает, что естественным образом такой баланс не достигается. Есть умственно отсталые люди, которые любят поговорить о том, что их интересует, но то, что говорят другие, не слушают. А есть те, которые вступают в разговор только тогда, когда с ними кто-нибудь заговорит, но сами редко завязывают беседу. Ни та, ни другая крайности не способствуют истинному, полноценному общению, и поэтому налаживание баланса, о котором мы говорим, должно стать важным направлением занятий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Методы формирования положительного опыта поведения личности; воспитательные возможности и возрастные особенности применения
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления лич ...

Урок как основная форма обучения учащихся. Требования к уроку
Урок как форма организации обучения, которая обеспечивает активную и планомерную учебно-познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял свое место в советской шко ...

Внутренний контроль, как залог создания системы качественного образования
Внутришкольный контроль - одна из общих функций систем внутришкольного управления. В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Л.И. Вагина, - дать информацию о реальном состоянии д ...

Методы воспитания

Методы воспитания

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Образование, воспитание и развитие

Образование, воспитание и развитие

Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealeducator.ru