Формирование у подростков навыков самоопределения является одной из важнейших образовательных задач. В Законе Российской Федерации «Об образовании» специально отмечено: «Содержание образования … должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации». Возрастающая актуальность решения данной задачи обусловлена рядом факторов. Ребенок должен приобрести навыки самостоятельного получения и обработки различной информации. Соответствующие умения формируются в процессе самоопределения, когда ученик проявляет высокую активность в выборе и использовании разнообразных знаний для достижения успехов в учебной и внеучебной деятельности.
Современный мир характеризуется большим разнообразием жизненных ситуаций. Учащиеся должны уметь самостоятельно определять, какая из них в будущем приведет к желаемым результатам. Однозначное решение часто отсутствует, следовательно, самоопределение просто необходимо. Приобщение подрастающего поколения к современной культуре носит противоречивый характер. Перед каждым подростком встает проблема выбора тех форм самореализации, которые он считает для себя проблемными.
В процессе социализации у человека формируется система социальных установок, определяющей позиции и желательное поведение в конкретной социальной группе. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных жизненных обстоятельств, так и при условии целенаправленного формирования личности – в семье, школе …
Решение проблемы социализации детей и подростков предполагает союз с семьей, выступающей основой общественного развития. Мы рассматриваем детей из неполных семей. Отсюда следует, что уже заведомо эта основа, фундамент социализации личности ребенка находится не на должном уровне. Задача преподавателя помочь ребенку в становлении личности, самореализации и его социализации. Это очень важно не только для самого ребенка, но и для общества в целом. Великая миссия школы в условиях настоящего времени и ближайшего будущего – это формирование целостной системы социализации своих учеников, педагогических работников с четким осознанием сущностных характеристик данной системы, ее структуры, основных направлений, индикаторов оценки ее эффективности.
Решение задач, связанных с социализацией подрастающего поколения, как ни парадоксально, должно начинаться со взрослых – педагогических работников, родителей, опекунов через систему повышения квалификации, проблемных курсов и семинаров с использованием активных форм обучения. Подготовка взрослых – это «подготовленная почва» для зарождения нового «социально-психологического феномена», социализированного к сложным реалиям молодого человека, выпускника современной школы.
Семья имеет большое значение для стабильности и развития всего общества. Как малая группа она выполняет функции регулятивного характера поведения ее членов, как внутри этой малой группы, так и вне. Семья выполняет функции воспроизводства, поддержания нового поколения и является первичным институтом социализации личности. Среди ее разнообразных функций первостепенное значение имеет воспитание подрастающего поколения. Эта функция пронизывает всю жизнь семьи и связана со всеми аспектами ее деятельности.
Социализация – становление личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
Прочее о педагогике:
Цели использования НИТ в системе образования
Выделим педагогические цели использования НИТ в системе образования: − интенсификация всех уровней учебной подготовки; − развитие личности обучаемого; −подготовка к жизни в условиях информационного общества; − реализация социального заказа, обусловленного процессами информат ...
Порядок предоставления университетских кафедр. Оплата преподавательского
труда
Уже в XII веке плата за труд признавалась естественным и законным доходом интеллектуала. «Взять на себя в то время руководство школой меня вынудила главным образом невыносимая бедность, так как копать землю я не имел сил, а просить милостыню – стыдился. Итак, я должен был, вместо того, чтобы жить т ...
Понятие творческой деятельности младших школьников
Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности ...
Методы воспитания
«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Образование, воспитание и развитие
Что такое педагогика? Обратимся к термину "педагогика" и уточним, значения, которые сегодня придают этому слову.